THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Многие из вас заметили, что у нас с Сергеем Долей развернулся небольшой виртуальный конфликт. Считаю нужным рассказать вам, с чего все началось, а то со стороны выглядит как-то глупо.

Для начала расскажу вам, откуда я вообще знаю Сергея Долю. Впервые услышал я о нем лет шесть назад. Тогда Виктор Борисов рассказал мне о неком олигархе, который «путешествует по миру бизнес-классом, живет в шикарных отелях и выкладывает фотографии своих счетов». У Сергея тогда было несколько тысяч друзей в ЖЖ, и мне это казалось недостижимой высотой. Сергей был совершенно из другого мира, бизнес-класс в самолетах я видел тогда только на экране монитора, а отдавать по двести баксов за ужин казалось мне фантастическим расточительством. Сергея я представлял зажравшимся самовлюбленным «новым русским», который кичится своим богатством и плюет на всех.

Вскоре я познакомился с ним лично. В жизни Сергей произвел очень приятное впечатление. Добрый толстячок. Он вполне мог с накладной бородой и в красном колпаке сажать себе на коленки детишек в каком-нибудь торговом центре под Рождество. Но он был бизнесменом и весьма успешным. Помню, мне нужны были новые наушники, а у Сергея они как раз были в магазине. Я не успел спросить, сколько они стоят, как он мне их подарил. Сергей всегда был добрым и отзывчивым.

Мы довольно тесно общались. Не могу сказать, что Сергей был мне близким другом, но я всегда рад был его видеть. Сергей открыл Долькабар, я стал проводить там много времени, мы часто выпивали вместе, обсуждали дела, блоги, планировали путешествия. Долькабар не зря стал лучшим московским рестораном по отзывам в Трипэдвайзере. У плохих людей хорошие рестораны не получаются.

Проблема Сергея состояла в том, что он был слишком хорошим. Знаете, есть такие люди, которые ни с кем не идут на конфликт. Он не хотел никого обижать. Он обходил острые темы в блоге. Никогда не писал, например, про политику, чтобы, не дай бог, никого не задеть своим мнением. Сергей очень переживал по поводу критики и старался не провоцировать ее лишний раз в свой адрес.

Меня это бесило. Я начал, сначала издалека, потом открыто и явно, троллить Сергея Долю. Многое осталось за кадром, но будьте уверены: большинство из вас на месте Сергея набило бы мне морду за такие выходки. Я высмеивал его тексты и манеру одеваться, критиковал его фотографии, придирался по пустякам и всячески провоцировал.

Я вел себя как мудак. Свое поведение считаю совершенно недостойным. Вот как Сергей описал меня в одном из своих последних постов: «Вообще, Варламов довольно мерзкий и неприятный в общении тип. Я на полном серьезе. Каждый, кто знаком с ним лично, рано или поздно приходит к этим неутешительным выводам. Надменный, высокомерный и гадкий». Подписываюсь под каждым словом. Более того, Сергей очень мягко выразился.

Я хочу попросить прощения у Сергея Доли. Он на самом деле хороший парень, у него интересный блог и неплохие фотографии. Сергей, прошу простить меня. Я был неправ и приношу искренние извинения.

Мы решили обновить обзор о вдохновляющих блогов известных и самобытных путешественниках. Это по прежнему не рейтинг, а список удивительных людей и их историй.

В данном нетривиальном для IT-области обзоре, мы рассмотрим наиболее интересные и необычные , которые, посещая разные уголки планеты, делятся впечатлениями, фотоэмоциями, важными — практическим и житейским опытами в своих онлайн-блогах. Эти путешественники совершенно разных возрастов, социальных групп, из разных городов Украины, России и зарубежья, профессиональные, любители, опытные и только начинающие. И хоть они очень разные, всех их объединяет то, что они увлечённые, влюбленные неистово в ветра странствий и новые ощущения люди, и в их блогах можно почерпнуть много полезного и интересного и нам 🙂

Такие блоги просто кладезь для любопытных и гибких разумом людей, которые никогда не останавливаются на достигнутом и постоянно находятся в поисках новых вдохновений, самомотивации и ярких красок жизни.

Раньше путешественник искал неведомые страны, а теперь WiFi ищет (c)

Ну что ж, уважаемые читатели, приглашаем начать наш обзор. Это список, а не рейтинг! .

Артур Шигапов

Артур Шигапов — профессиональный путешественник, беллетрист и автор множества путеводителей по странам Европы и Юго-Восточной Азии, кроме того популярный блогер. В общей сложности посетил уже более 60 стран, и этот список расширяется с ужасающей скоростью, более известен в интернете под ником . Среди популярных путеводителей — Путеводитель по Амстердаму серии «Оранжевый гид» , Публицистическая книга-путеводитель «Чернобыль, Припять, далее нигде…» . Popados ведет блог в LiveJournal в виде небольших рассказов — полуприличных, несколько провокационных, на грани фола, но никогда за гранью, и всегда всё заканчивается хорошо 🙂

Антон Кротов

Антон Кротов — гуру-путешественник, писатель, основатель и президент «Академии Вольных Путешествий » (АВП – это клуб друзей, увлечённых путешествиями автостопом и пешком по дорогам нашей планеты, образована в 1995 году). Антон — автор 43 книг о туризме и путешествиях, а также множества заметок, статей о практике и опыте туризма, о разных странах и людях. Одни из читаемых книг: «20 вопросов, 220 ответов об автостопе и обо всем «, «Вольная Азия. От Афганистана до Японии. Практический путеводитель для самостоятельных путешественников «, «Китай. Самая другая страна «.

Сергей Доля


Сергей Доля — популярный в интернете, особенно LiveJournal, путешественник и фотограф, который побывал в более 70 странах . Вот как описывает свой блог «Страница Виртуальных Путешественников » Сергей Доля: «Я очень много путешествую и фотографирую. В своих отчетах я пытаюсь рассказать о стране так, чтобы у вас сложилось впечатление, что вы были там со мной. Я не пропускаю мелких деталей и не публикую стандартные туристические снимки. Я не пишу путеводитель по странам, а делюсь с вами своими впечатлениями. Часто они могут не совпадать с официальным мнением — не судите строго:)» Несомненно, особенность блога Сергея — это его множественные фотографии! Очень яркие, жизненные, живые — как-будто вы сами путешествуете.

Артемий Лебедев

Тёма Лебедев, Самизнаетекто, он же Артемий Лебедев — дизайнер, изобретатель, бизнесмен, блогер, путешественник. Помимо и вовремя своей профессиональной деятельности, активно путешествует (всего стран и территорий 260) . При этом пишет интересные, «бомбовые» заметки в блоге и на сайте.

Григорий Кубатьян

Григорий Кубатьян — путешественник и журналист. Постоянный автор журналов «Эхо Планеты», «Geo», где публиковал серии репортажей о своих путешествиях, в том числе «Автостопом до Антарктиды». Автор травелогов «Жизнь в дороге» и «В Индию на велосипеде». Участник кругосветной экспедиции «Неизвестный мир». Григорий Кубатьян посетил все континенты Земли.

Александр Чебан

Александр Чебан — фотоблогер и путешественник. Его заметки в блоге интересны практическими советами, где он часто описывает свой опыт, например, в бронировании отелей, как летать дешевле в другие страны, где и как лучше забронировать автомобиль и пр. Он ведет авторский проект о путешествиях и авиации, необычных местах, ярких идеях и полезных советах. Александр побывал в более 70 странах мира. Его блог и социальные сети обновляются почти каждый день.

Александр Лапшин

Александр Лапшин aka Пуэрто — опытный путешественник, побывавший в более 120 странах мира . Его яркие жж-заметки несут много интересной и специфической информации о проделанных им маршрутов, а их немало. Главные темы его блога: путешествия и автопутешествия, интересные технические штуковины, прямо или косвенно связанные с путешествиями, поиск билетов и отелей и др.

Евгений Ихельзон

Евгений Ихельзон — интересный человек, религиевед, преподавал в вузах историю буддизма и историю религии, с 1993 года издавал в Украине книги о буддизме. Евгений путешествует очень давно, много и разными способами – автостопом, пешком, поездами, самолетами, автобусами, пытается даже выходные использовать для коротких поездок. На данный момент посетил более 50 стран . Работает в проекте «Я люблю Азию «, где можно почерпнуть много интересного и нетривиального про Азию, а также присоединиться к очередному путешествию с единомышленниками. Много времени проводил в Индии , Китае , Гонконге , Малайзии , Непале .

Дмитрий Сапаров

Дмитрий Сапаров — путешественник-фотограф любит и умеет делиться совершёнными им открытиями. Мало кто из коренных жителей Аргентины, да и многих других стран Латинской Америки, знает свою страну так, как знает их Дмитрий. Сейчас Дмитрий организовует путешествия, которые проходят в основном в Южной Америке, и в первую очередь – в Аргентине. Он очень любит Аргентину , и считает, что это самая красивая страна на планете.

Александр Бутенко

Александр Бутенко aka haydamak — популярный блоггер, фотограф, путешественник (хоть сам себя не считает travel-блоггером), автор нескольких книг «Путешествия. Инструкция по эксплуатации» и «Если бы Конфуций был блондинкой». В блоге остроумные заметки и искрометный юмор . Побывал в блее 50 странах, о чем в блоге есть подробные заметки с фотографиями.

Пётр Ловыгин

Пётр Ловыгин — фотохудожник, режиссёр, писатель и по совместительству петешественник. С 2010 по 2017 годы посетил около сотни стран, среди которых КНДР, Иран, Бангладеш, Пакистан, Эфиопия, Сенегал и другие. Рассказы о которых в его блоге часто раскрывают тему проституции. В 2017 планируется выход книги Ловыгина «Узник цветных борделей». При этом в ЖЖ ведет costarica-soul «самый красивый журнал». в мае 2012 издательством Kehrer издана книга «Planet Lovigin» о поездках автора по России и Грузии.

Лионила Корнейчук

Лионила Корнейчук aka linozka — путешественница, блогер, фотограф. Много лет ведет блог о путешествиях. Побывала в более 60 странах. Очень интересные фотоотчеты о маршрутах и обычаях стран. Рекомендуем.

Алекс Кузмицкий


Алекс Кузмицкий — путешественник, лыжный гид RMGA, инструктор альпинизма UIAA (EneQ), инструктор сноубординга (ISIA, ФГССР), преподаватель Центральной Школы Инструкторов альпинизма, вдохновитель и создатель Snow Sense. Амбассадор Gore-Tex и Norrona в России. Обожает горы, участвует во всевозможных travel-проектах, пишет путеводители. Если вы любите горы или мечтаете о них — вам однозначно к Алексу.

Ксения Чеснокова

Путешествие – это прекрасное время для знакомства с миром и для встречи с самим собой. Вы уже готовы отправиться в путь или только собираете информацию? Запаситесь путеводителями, купите авиабилеты , изучите и готовьте , но не забывайте и про самое важное – вдохновение. И как раз для этого мы собрали для вас 15 самых интересных видеоблогов на Youtube!

1. «Орел и Решка»

Скорее всего, это тревел-шоу в представлениях не нуждается – перед вами «Орел и Решка». Для тех, кто не знаком с этой передачей, поясняем концепцию: с помощью подкидывания монетки решается, кто поедет путешествовать с золотой картой, а кто – со ста долларами в кармане. Соответственно, развлечения у «богатых» и у «бюджетных» путешественников будут разные, о чем и рассказывают от выпуска к выпуску.
На Youtube-канале собраны видео со старыми выпусками, регулярно выходят новые, ведутся несколько других проектов и публикуются смешные кадры со съемок.

2. «Мир наизнанку»

Ведущий видеоблога «Мир наизнанку» на Youtube – это путешественник Дмитрий Комаров. Серии на канале длинные, порой достигают часа, но подача материала и освещение тем однозначно стоят потраченного времени. Свои путешествия он посвящает нестандартным для путешественников странам, маршрутам. Сейчас видео не выходят, но следующий сезон анонсирован на начало сентября. Пока готовятся выпуски, можно успеть ознакомиться с многочисленными роликами на канале.

3. Alexander Kondrashov

Александр Кондрашов ведет на Youtube блог имени себя. Он много путешествует, занимается подводной охотой и с удовольствием рассказывает об этом и многом другом на своем канале . Картинка видео у него очень приятная, особенно кадры с пейзажами стран, которые Александр посещает. Темы освещает разные, начиная от способов добраться до новой страны и заканчивая особенностями культуры и менталитета местного населения. Кроме роликов про путешествия, часто выходят лайфстайл-видео, где он делится с подписчиками моментами своей жизни.

4. Касё Гасанов

Касё Гасанов снимает видео о путешествиях, о своей жизни в Китае, о себе, развлекательные ролики – и все это выкладывает в личном видеоблоге . Помимо прочего, самые частые видео на канале Касё – это видео с едой разных стран. Если вам нравятся путешествия, разговорный формат видео, живая съемка на хорошую камеру, тогда вам сюда!

5. «Своим ходом»

Канал «Своим ходом» ведут яркие и позитивные Виталик и Лиза. Они много путешествуют, любят намотать на велосипедах несколько сотен километров по неизвестным странам, активно знакомятся с людьми, делятся впечатлениями и снимают прекрасные видеоролики на все эти темы. Кроме стандартных съемок на камеру, ребята снимают панорамные планы на квадрокоптер, что, безусловно, обогащает визуальный ряд. Присоединяйтесь к их армии поклонников!

6. Activer

Под ником Activer живет и путешествует, а также ведет свой видеоблог , Марк. Как он пишет в блоке описания своего канала, в 2013 годуон решил кардинально изменить свою жизнь. Тогда он составил список всех вещей, которым хотелось бы научиться, и список мест, в которых ему необходимо побывать. Составил и приступил к вычеркиванию пунктов, а следовательно – реализации задуманного. В очень расслабленной манере он рассказывает о том, как у него это получается на Youtube-канале. У Марка вы найдете ролики, где можно увидеть как добраться в другую страну, что для этого необходимо, чем в этой стране заняться, какие там люди и многое другое.

7. «Бродяги Дхармы»

«Бродяги Дхармы» - это паблик Вконтакте, где собрано огромное количество красивый и неизменно вдохновляющих фотографий из разных путешествий. Природа, страны, города, дорога, походы, новые люди – все это и немножко больше входит в их направленность. А с 2015 года создатели паблика решили расширяться и завели Youtube-канал . На канале собраны видео разных путешественников из мест, где они бывают. Среди разнообразного контента можно найти как известных бродяг, так и только примкнувшим к движению. Канал очень атмосферный, разноплановый и очень рекомендуется к просмотру.

8. Джон и Ева

Джон и Ева – это удивительная семейная пара, которая с 2015 года и по сей день находится в кругосветном путешествии. Джон родом из Канады, а Ева – россиянка. После свадьбы пара решила, что нужно в жизни что-то менять и необходимо увидеть мир не с фотографии в интернете, а воочию. Тогда им пришла в голову идея оставить все – имущество, дом, близких – и отправиться в кругосветку автостопом. О своих сложностях, радостях и приключениях ребята и рассказывают в своем видеоблоге .

9. Дмитрий Дмитриев

Дмитрий Дмитриев страстно любит путешествия, как и все прочие участники нашего обзора. Для отчетов, сохранения и распространения информации о своем личном опыте, Дмитрий ведет канал на Youtube , где рассказывает о том, где он бывал и что он там видел. В описании к своему видеоблогу Дмитрий отмечает, что многие ролики это по сути серии из одного и того же путешествия. Для удобства на канале есть плейлисты, но видео можно смотреть и без особого порядка. США, Азия, Европа – ищите все это здесь!

10. Maxim Zaselian

Максим Заселян хоть и назвал видеоблог своим именем, на самом деле презентует собственный проект под говорящим названием NUISIDIDOMA. Как пишет сам Максим, этот проект служит мотивацией как для него, так и для нерешительных мечтателей, ждущих волшебного пинка. На канале он выкладывает видео из путешествий, а их он любит осуществлять нестандартно и каждый раз бросает себе вызов. На данный момент видео выходят не часто, так как Максим обустраивает на Кипре собственный хостел. Но обещает канал не бросать и путешествовать по миру и дальше.

11. Настоящий

Александр Виноградов - путешественник, и его канал «Настоящий» это место, где он рассказывает о своем видении мира и пережитых приключениях. Кроме роликов из посещенных мест, он загружает мотивационные видео. В них он размышляет на важные темы и помогает подписчикам с вдохновением. Александр также видеооператор, что крайне положительно сказывается на его роликах. Также его ролики можно увидеть на канале «Бродяги Дхармы», упомянутом выше в этом обзоре.

12. Одиссея Кати и Сергея

Сергей и Екатерина – это семейная пара и единомышленники, любящие ездить по миру и снимать об этом видеоотчеты. У них есть маленькая дочурка Олеся, но родители не унывают и часто берут ее с собой. Путешествуют они самостоятельно, своими силами добираясь как до близких городков, так и до экзотичных стран. Насвоем канале они максимально подробно освещают такие вопросы: как бюджетно посещать интересные страны, в чем особенности путешествий с ребенком и каким образом ко всему подготовиться, все учесть и успеть при этом отдохнуть.

13. Путешествия «Большой Чемодан»

«Большой Чемодан» - это группа единомышленников, объединенных единой целью. На один день они оказываются в незнакомой стране и их задача выучить местную песню, тем самым заработав себе на ужин. Кроме этого нужно найти самое шумное место и, наоборот, самое тихое место в каждом посещенном городе. Итоги свои поисков они выпускают в виде длинных роликов и коротких зарисовок, которые публикуют на своем канале . Вливайтесь в акустическое путешествие вместе с Русланом Фаршатовым и его командой!

14. Sergey Dolya

Сергей Доля – один из самых известных путешественников России. У него есть большой и обстоятельный дневник на Livejournal, но свой внимательный взор Сергей обратил и в сторону Youtube. К радости всех визуалов, свой видеоблог Сергей исправно обновляет и делится со всеми желающими подробностями своих путешествий. За всю жизнь он объездил более 100 стран и многие из них были очень экзотичными, но все подробности лучше увидеть лично!

15. Сергей Нагорный - Путешествия и Жизнь

Как следует из названия,видеоблог Сергея Нагорного целикоми полностью посвящен разным аспектам его жизни. Самой весомой его частью, путешествиями, Сергей щедро делится со своими зрителями. Ездит он много и часто, и об это снимает подробные ролики. Кроме этого на его канале можно найти обзоры на полезные товары для путешественников, видео с интересных мероприятий, размышления самого Сергея и кусочки его жизни.

Публикуем статью популярного блогера, бизнесмена и фотографа Сергея Доли, чья «Страница виртуальных путешественников» в «Живом журнале» по данным на апрель 2013 года находилась на пятом месте рейтинга социального капитала.

С момента моего первого поста, рассказывающего о том, как я обрабатываю фотографии, прошло уже больше трех лет. Сейчас у меня стоит последний Lightroom, и я полностью отказался от доводки резкости в Photoshop. Моя технология обработки претерпела некоторые качественные изменения, о них и пойдет речь в этой статье.
Итак, флешка камеры забита кадрами из последнего путешествия, и первое, что требуется сделать, - выбрать лучшие снимки.

ИМПОРТ И ОТБОР

Диалог импорта

Первым делом я импортирую съемку в Lightroom (File - Import Photo and Video, либо просто вставляю флешку с фотографиями). Программа открывает каждый снимок в своем интерфейсе, что очень удобно для работы с большими сериями.

Отбор лучших кадров

Собственно, первый этап работы - это удаление плохих фотографий. Я удаляю дубли, откровенно неудачные снимки и то, что невозможно поправить. На нижней панели я использую фильтр с флажками и включаю только два левых флажка (см. иллюстрацию ниже). Для быстрого удаления с клавиатуры удобно использовать клавишу Х (фотография уходит из серии, но остается на флешке или жестком диске). Как правило, я прохожу по съемке три раза и удаляю, удаляю, удаляю - это позволяет оставить на выходе самые лучшие кадры, которые пойдут в посты.
Оставшиеся фотографии я отмечаю флажками (P - поставить флажок, U - убрать), а все, что не отмечено, впоследствии удаляю с диска. Многие фотографы оставляют архивы, чтобы потом к ним вернуться, но так как у меня бешеный темп, я точно этим заниматься не буду.

Переименование

Оставшиеся снимки я переименовываю в соответствии с шаблоном: дата в формате ггггммдд_место съемки_трехзначный номер кадра, например: 20120728_olympic_075 или 20120701_georgia_074. Обратите внимание, что я использую трехзначные номера: это необходимо, чтобы в дальнейшем весь каталог шел по порядку. Если, например, писать 1, 2, 3.., 10, 11, 12.., 100, 101, 102.., то последовательность снимков будет некорректной.
Диалог переименования вызывается клавишей F2.

Первоначальные настройки изображения

Ко всем оставшимся фотографиям я применяю одинаковые первоначальные настройки, а именно:

  • добавляю четкости: Clarity +17;
  • усиливаю второстепенные цвета: Vibrance +25;
  • увеличиваю резкость (Sharpening): Amount 40; Radius 0,8; Detail 50; Masking 0;
  • увеличиваю шумоподавление (Noise Reduction): Luminance 65.

Совершенно необязательно, чтобы у вас были точно такие же настройки. Если у вас камера с кропнутой матрицей, возможно, такие значения будут слишком большими. Я советую определить оптимальные параметры самостоятельно, путем проб и ошибок, зато потом можно сделать пользовательский пресет (user preset) и применять его ко всем снимкам сразу (сначала применяете настройку на одном кадре, затем выделяете всю серию и нажимаете клавишу Sync).

КАДРИРОВАНИЕ

Залог хорошего снимка - его правильное кадрирование. Не всегда удается удачно построить кадр рамкой видоискателя на лету, и тут на помощь приходит соответствующий инструмент в программе. Вот несколько основных советов по кадрированию (вызывается клавишей R).

Заваленный горизонт

Если при съемке камера не была строго перпендикулярна земле, кадр может казаться наклонным или неровным. Бывает, что фотограф делает это сознательно, например, для усиления динамики снимка, тогда это уместно и оправданно; в других же случаях кадр следует исправить и выровнять линию горизонта.

Обрезание лишних деталей

Также часто в кадр попадают лишние детали: головы людей, проезжающие автомобили и так далее. От всего этого тоже лучше избавиться, чтобы подобный мусор не отвлекал внимание от главного на снимке. Впрочем, соблюдайте меру и не кадрируйте слишком плотно.

Кадрирование по правилу третей, или золотого сечения

Золотое сечение - одно из главных правил композиции кадра. Для его наглядности поле кадрировки разбито двумя вертикальными и двумя горизонтальными полосами. Считается, что главные смысловые центры объекта (или объектов) в кадре должны располагаться на пересечении этих линий. Также учтите, что желательно оставлять пустое пространство по направлению взгляда модели или по направлению движения объекта.

Функция кадрирования включается клавишей R. Затем, поворачивая мышку, вы управляете рамкой. Если «закрыть» замок на панели кадрирования, рамка будет трансформироваться в оригинальных пропорциях кадра 2×3.

Вертикальный кадр

В некоторых случаях сюжет снимка может потребовать вертикальной ориентации кадра. Однако не следует увлекаться такой компоновкой без особой необходимости: вертикальные фотографии, как правило, не очень органично смотрятся в серии с горизонтальными снимками (особенно при публикации в Интернете).

ОБРАБОТКА

После исправления кадрировки может потребоваться более существенная коррекция изображения. В Lightroom есть несколько удобных инструментов, которых достаточно для улучшения любой фотографии.

Основные функции редактирования (Basic)

Temp - цветовая температура кадра (баланс белого). Обычно я оставляю баланс белого таким, каким он был при съемке. В особых случаях, которые очевидно требуют редакции, могу внести поправку.

Tint - оттенок, который также влияет на баланс белого. Его я вообще практически никогда не трогаю.

Exposure - экспозиция кадра, темнее/светлее. Можно воспользоваться этой функцией, если кадр недоэкспонирован или наоборот. Для тонкой коррекции она не подходит.

Contrast - контраст, тут все понятно.

Highlights - светлые области изображения. Ползунок позволяет затемнить или осветлить все светлые участки изображения разом.

Shadows - темные области изображения. То же самое, только с темными областями.

Whites - светлая точка. Самое крайнее значение, за которым наступает полная засветка.

Blacks - темная точка. Крайнее значение теней, после которого идет абсолютный черный. С последними двумя пунктами следует работать очень внимательно и аккуратно, чтобы не испортить картинку.

Clarity - четкость изображения (не путать с резкостью), позволяет сделать снимок более фактурным, объемным.

Vibrance - «умное» насыщение цвета, которое не допускает перенасыщенности.

Saturation - обычное насыщение.

Виньетирование (Camera Calibration)

Виньетирование - это небольшое затемнение по краям кадра, которое появляется при открытой диафрагме. Некоторые фотографы оставляют эффект виньетки или даже усиливают его, но я предпочитаю бороться с ним при помощи функции Lens Correction. Этот фильтр способен самостоятельно определить тип вашего объектива и исправить не только виньетирование, но и дисторсию (искривление), если угол широкий.

Чтобы включить функцию, поставьте галочку на Enable Profile Correction. Программа автоматически выберет профиль объектива и применит стандартные установки. Если их недостаточно, вкладка Manual позволит внести поправки вручную.

Градиентный фильтр и коррекция по маске (Mask)

В старом посте я рассказывал про градиентный фильтр, с помощью которого можно осветлять/затемнять отдельные области на фотографии. Сейчас же появился еще более гибкий инструмент, маска. Достаточно закрасить нужную часть изображения кистью (ее размер и жесткость регулируются), и вся дальнейшая коррекция будет происходить в рамках этого выделения.
Например, на этом снимке я сначала осветлил темные куртки мужчин градиентом (вызывается клавишей M). Характер и сила осветления регулируются на вкладке Basic.

Затем я немного затемнил снег в верхней части кадра новым градиентом.

И наконец выделил лица мужчин осветляющей маской (на треть ступени, чтобы не сильно бросались в глаза).

Маска-кисть вызывается клавишей K. Обратите внимание: в тот момент, когда работает маска, под стандартной вкладкой Basic появляется новое окно, в котором вы можете регулировать размер и жесткость кисти, а также множество других параметров.

Удаление пятен (Spot removal)

Аналог «Штампа» в Photoshop. С помощью этой функции легко убирать пятна, которые возникают на матрице от пыли; имея же определенную сноровку, можно удалять и более крупные детали.

Тут, например, я убрал часть ноги, которая осталась после кадрирования. Стоит, правда, заметить, что это удалось благодаря более-менее однородному фону из брызг. Если ваш кадр изобилует подробными деталями, такой номер, скорее всего, не пройдет.

Функция спрятана под клавишей Q и имеет свои надстройки над главной вкладкой Basic (размер кисти и жесткость). Указывайте точку, которую надо замазать, и, задержав кнопку мыши, ведите на тот участок изображения, который необходимо взять за основу. Кроме того, есть возможность выбрать характер изменений:

Clone - клонирование участков изображения;

Heal - заплатка, при которой оба участка перемешиваются между собой и дают усредненный результат по цвету и яркости.

Выделение облаков

К сожалению, даже самая крутая цифровая камера не имеет такого широкого диапазона яркости, как человеческий глаз. Например, при облачной погоде мы хорошо различаем фактуру облаков, однако на снимках она получается засвеченной. На мой взгляд, выход один: расширить этот диапазон в редакторе. Я затемняю небо и добавляю на нем контраст и четкость, а землю осветляю.

На этом кадре я сделал передний план светлее, притемнил облака и, используя клавишу Y, вызвал окошко в формате «было-стало» для наглядности.


Спецэффекты

При желании можно применить к снимку спецэффекты. Мне, например, нравится стилизация (она не входит в стандартный набор), при которой приглушаются все цвета, кроме диапазона красного.


Предустановки фильтров есть в самом Lightroom, но, кроме них, можно создать свои или переделать имеющиеся. Однако помните: эффекты нужны в том случае, если они уместно подчеркивают важные детали. Перебарщивать с обработкой и применять ее к каждому кадру не стоит.

ЭКСПОРТ

Когда серия снимков готова и каждый доведен до ума, остается последний шаг - подготовка для публикации в Сети. Для этого надо экспортировать результат в формат JPEG и задать размер, подходящий для загрузки на хостинг. Выделяем все фотографии и выбираем File - Export... В диалоговом окне появляются следующие параметры:


Export Location - расположение папки, куда будут сохранены все снимки серии. Можно указать заранее подготовленную, а можно создать новую;

File Setting - установки файла. Выбираем Image format (формат изображения) - JPEG, Quality (качество) - 80, Color Space (цветовое пространство) - sRGB;

Image Sizing - размер изображения. В поле Resize to Fit выбираем Width & Height со значениями W - 1000 и H - 800 и ставим галочку напротив пункта Don’t Enlarge. Теперь все горизонтальные снимки будут 1000 пикселей по длине, а вертикальные - 800;

Output Sharpening - резкость. Выбираем Sharpen for - Screen, Amount - High;

Watermarking - водяной знак.

ОТПРАВКА НА ХОСТИНГ

Готовые фотографии заливаем на хостинг. Я использую для этого http://Slickpic.com - удобный сервис, который не меняет названия файлов при загрузке, что значительно облегчает процесс подготовки постов:


Большая желтая кнопка в левой верхней части окна Upload Photos And Videos вызывает окно загрузки. С его помощью можно загрузить снимки в новый или уже существующий альбом, для этого достаточно написать название; если такой альбом у вас есть, снимки будут добавлены в него, если нет, альбом будет создан.

Нажмите Choose files и загрузите фотографии на сайт:


После этого зайдите в альбом и нажмите кнопку Share album :


В открывшемся окне выберите See more sharing links and codes :



Удачи в обработке фотографий и Stay Tuned!

О том, что произошло на перевале Дятлова мне написал Алексей Шереметьев:

"Я интересовался темой перевала, поэтому прочитал УД как только оно в полном объеме появилось в Интернет. По итогам создал версию событий, в которой нет никаких посторонних сил, кроме природы и самих дятловцев. Чтобы не забыть оформил её в виде статьи, но отправить куда-нибудь на публикацию так и не собрался - после того как объяснил все себе, интерес подугас. Если Вам будет интересно - я высылаю, дело в том, что я тоже сначала верил в ракету. "

Он прислал готовую статью с подробным описанием всего, что на его взгляд там произошло. Мне кажется, что она тоже очень правдоподобна и заслуживает внимания. Публикую ее целиком.

ВВЕДЕНИЕ

В этом году исполняется 56 лет с момента трагедии на перевале Дятлова. Как ни посмотри, а это не мало. Наверно, не все дятловцы дожили бы до 2015 года, даже если бы катастрофа в феврале 1959-го не произошла. Но она случилась и её тайна до сих пор будоражит людей, тысячи человек за все эти годы пробовали найти отгадку, но ни одному этого сделать не удалось. И это уже само по себе стало загадкой, в свою очередь. В самом деле - люди, безусловно, погибли и к их гибели, совершенно определенно, привела какая-то причинно-следственная цепочка, однако никому за десятилетия не удалось эту цепочку восстановить. А ведь пытались, в том числе люди, бывшие непосредственно на месте происшествия и имеющие опыт как походов в условиях зимы, так и восстановления картины подобных происшествий, в том числе и по долгу службы. В чем причина подобного состояния дел на сегодня? Что, все исследователи трагедии были людьми не умными и/или не умели мыслить логически? Я думаю, что было бы крайне опрометчиво предполагать подобное (хотя некоторые версии все же подталкивают к этому, особенно мне нравится версия про американских десантников). Но к счастью в целом есть более простое объяснение и с ситуациями подобными, хоть и далеко не столь масштабными, в научной и инженерной практике приходится сталкиваться нередко. Опыт показывает - если принципиально решаемая задача не решается, то причина этого, скорее всего в неверно понятых исходных данных. Закон Мерфи дополняет - "при любых расчетах число, правильность которого для всех очевидна, является источником ошибок". Загадку гибели дятловцев определенно можно разгадать, если не уклоняться от материализма, но мы просто неверно интерпретируем одно из исходных условий. Какое условие в данном случае исходное? "Группа в спешке оставила палатку и бросилась вниз по склону". В той или иной редакции это положение присутствует и в УД и в различных версиях и исследованиях. Дальнейшие обсуждения в основном строятся вокруг того, что ЗАСТАВИЛО покинуть палатку и вызвало ПАНИКУ. Что-то безусловно заставило, ибо иначе люди сидели бы в относительном комфорте, а не мотались по склону, но было ли это паникой и было ли вообще ЭТО или просто какая-то цепочка причин, каждая из которых вовсе не опасна и вообще - откуда уверенность что мы правильно понимаем мотивы оставления палатки?

Я давно интересуюсь этим делом, но никогда не был его фанатом. Однако всегда считал, что для того чтобы строить какие-то серьезные версии, необходимо прочитать УД. Это конечно не уберегло от искушения примкнуть к какой-то версии ("ракетной") изначально, но важности УД не отменяло, ибо УД есть "альфа и омега". Наконец, года полтора назад я прочитал полный текст, и принял версию, которую и хотел бы вынести на суд. Собственно столько времени я не мог заставить себя её записать, потому что думал что это напрасный труд, ибо энтузиасты получили полный тест УД и теперь-то кто-нибудь предложит всех устраивающий вариант версии. Но время прошло и ничего - может, я еще успею.

Прежде чем строить любые версии, необходимо определиться с тем, версии чего мы собираемся строить, развития каких событий и объяснения каких фактов? Я думаю, можно утверждать, что все необходимые нам факты изложены в УД и им ограничиваются. А все "воспоминания ветеранов" и "свидетельства потомков участников", в том числе и те, что они десятки лет хранили в тайне от КГБ-НКВД-ЦК КПСС (нужное подчеркнуть) можно смело "умножать на ноль". Потому что уголовное дело - результат планомерной работы специалистов по сбору материала, выполненной по выверенным методикам и это гарантирует отражение в документах всех фактов, актуальных на момент максимально близкий к исследуемым событиям. Иначе говоря - вся полезная информация находится в УД и любые поздние воспоминания в лучшем случае ничего важного к ней не добавляют. Действительно, все люди, показания которых находятся в УД, безусловно, понимали в момент допроса ответственность момента и наверняка стремились сообщить следствию все важные сведения и соображения. Те люди, которых следствие не опрашивало, наверняка постарались бы донести до следователей полезную информацию, если бы она у них появилась. Я думаю что абсолютно все участники поисков и/или расследования стремились помочь прояснить ситуацию . Таким образом, факты изложенные в УД и есть тот фундамент, на котором должна базироваться любая версия. Эти факты можно аргументировано поставить под сомнение (ибо и у следствия могли быть ошибки) и тем самым исключить их из рассмотрения, но дополнить набор фактов нельзя, так как места происшествия более не существует. Все это в полной мере относится, в том числе и к актам вскрытия. Современные эксперты по судебной медицине могут, конечно, указать на огрехи в работе эксперта Возрожденного, но только в виде предположения. Дополнить его выводы любое количество самых именитых экспертов не в состоянии, потому что они не видели тел, а он видел. По той же причине, любые характеристики или особенности тел, не отраженные в актах вскрытия, можно считать не существовавшими в действительности или не существенными для расследования. Наряду с УД, как дополнение "фундамента" версии могут приниматься и другие современные моменту документы, например радиограммы поисковиков и дневники участников похода, т.к. они объективно отражают реальный процесс поисков и атмосферу в группе непосредственно перед катастрофой.

Исходя из найденного "фундамента" можно сделать сразу несколько выводов.

Во-первых, по единодушному мнению поисковиков и следствия, на перевале в момент катастрофы не было посторонних людей. Вообще. Из этого следует, что как бы ситуация в действительности не развивалась, участниками всех действий были исключительно дятловцы. По этой причине, обсуждать наличие на перевале зэков, медведей-людоедов или ЦРУшников можно, только если цель состоит не в поиске ответа на вопрос, а в желании пообщаться на форумах.

Во-вторых, из материалов дела и в частности из показаний поисковиков, известно о существовании цепочек следов, идущих от палатки вниз, причем число этих цепочек равно числу людей в группе Дятлова. Этот факт, а также мнение судмедэксперта Возрожденного, высказанное им, например, в отношении Тибо и зафиксированное в протоколе допроса - "не мог передвигаться даже, если бы его вели под руки" - исключает возможность получения травм в палатке. Т.е. поскольку самостоятельное передвижение людей, получивших травмы, было затруднено или невозможно, а следов переноски или волочения нет, то это означает, что все члены группы самостоятельно спустились вниз, что и подтверждают найденные цепочки следов, по количеству людей в группе. Из этого прямо следует, что травмы были получены людьми внизу, а значит - какова бы ни была причина покидания палатки, непосредственной причиной гибели группы она не являлась, хотя определенно сыграла свою роль. Тем не менее , ни о какой панике речь, очевидно не идет, т.к. какое-то событие конечно могло бы вызвать панику, но не могло догнать внизу и нанести травмы - дятловцы на перевале были одни и никаких следов постороннего воздействия тоже не найдено, их никто не преследовал и ничто . Можно считать что ситуация в момент покидания палатки имела негативную тенденцию, но в катастрофу она превратилась когда люди были внизу. Из этого следует, что любые версии с получением травм в палатке не имеют смысла. В противном случае требуется опровергнуть выводы Возрожденного, а это на сегодня решительно невозможно, т.к. нет тел. А опровергать выводы не имея тел, это значит высасывать доводы из пальца - путь продуктивный для общения с единомышленниками, но абсолютно бесполезный для поиска решения загадки.

В-третьих, опираясь на уже сказанное, можно сделать еще один вывод. Как известно, раньше всех были найдены трупы Кривонищенко и Дорошенко, они были раздеты до нижнего белья и по заключению экспертизы погибли от замерзания. Вместе с тем, на телах найденных последними в ручье обнаружена одежда Кривонищенко и Дорошенко, с признаками того что она снималась уже с трупов. Но в последней четверке были тела людей получивших тяжелые травмы и, например, для Дубининой эксперт Возрожденный определял время жизни с момента получения травмы не более 20 минут. Какова вероятность того что Кривонищенко и Дорошенко, два здоровых парня, замерзли раньше чем умерла смертельно травмированная Дубинина, да еще настолько, что с них успели срезать одежду и на неё надеть? Я думаю, что можно считать эту вероятность пренебрежимо малой. И тогда вывод заключается в том, что получение тяжелых травм членами группы Дятлова, это не начало цепочки событий приведшей группу к гибели, а фактически её конец, дальше была уже агония группы, и этот конец настал внизу, недалеко от уже трупов Кривонищенко и Дорошенко. Попутный вывод заключается в том, что двое под кедром очевидно умерли раньше всех и этот факт тоже требует объяснения, особенно с учетом того что всеми признается и из материалов дела следует - какое-то время они провели у костра.

С учетом всех высказанных выше соображений и предлагается версия развития событий на перевале.

ВЕРСИЯ

Причиной, которая запустила цепочку событий, приведшую группу к гибели, стал конфликт между Кривонищенко и Дятловым по поводу решения последнего о холодной ночевке на склоне. Кривонищенко отстаивал позицию о необходимости спуститься вниз к лесу, где не так чувствуется ветер и можно использовать дрова для обогрева. Кривонищенко очевидно не получил поддержки группы, но от своей позиции не отступился и решил единолично спуститься вниз и переночевать внизу. Для спуска он планировал взять запасную пару лыж, которая использовалась для растяжки палатки. Однако в последний момент к нему решил присоединиться Дорошенко. Поэтому лыжи были оставлены у палатки, но переодевать ботинки Кривонищенко не стал. Основная надежда у них была на горячий костер и возможность легко построить укрытие от ветра из подлеска. Они спустились вниз к кедру и разожгли костер. Однако быстро выяснилось, что костер на ветру греет плохо, тепло уносит. А уходить дальше в лес они не решались, скорее всего потому, что надеялись что остальные члены группы, по крайней мере большинство, все же последуют за ними. Ибо в те времена подобное выступление против руководителя и коллектива в сложных условиях могло закончиться исключением из комсомола, массой оргвыводов и уж конечно закончило бы их официальную туристическую карьеру - кто взял бы их в группу или утвердил бы в поход? Возможно после "прогулки" на спуске они успокоились, и эти соображения пришли им в голову, но сдаваться они не хотели, а может, не могли уже подняться в гору против ветра. Однако если бы большая часть членов группы, или в идеале все, спустились бы к ним, то конфликт оформился бы в противостояние группы и Дятлова, и тогда можно было бы договориться не "выносить сор из избы", т.к. в таком случае и Дятлову тоже пришлось бы серьезно объясняться. Поэтому Кривонищенко и Дорошенко не уходили от кедра, чтобы их было легче найти, лазили на кедр, чтобы не дать возможности остальным пройти мимо и пытались согреться у костра. Но костер не грел, поэтому они придвигались ближе к огню, совали ноги в пламя, как следствие обувь загоралась, но тепла в теле больше не становилось, шевелиться хотелось все меньше и они замерзли.

Тем временем в палатке настроение было подавленное, люди тоже мерзли и вдобавок ко всему очередной порыв ветра повалил середину палатки. Возможно, на этом как-то сказалось то, что лыжи, которые должны были служить для крепления палатки, были сняты Кривонищенко, возможно ветер был очень сильный, как это отмечено в показаниях некоторых свидетелей в УД. Скорее всего, палатку ветром еще и порвало, возможно, не сразу, а когда она стала хлопать, лишенная опоры. Поскольку палатка фактически пришла в негодность, то было принято решение быстро оставить её и двигаться к лесу, где Кривонищенко и Дорошенко уже должны были развести костер и подготовить какое-то убежище. Сделать это надо было быстро, т.к. тепла в палатке уже не было, все быстро выстывало на ветру, а беспорядок внутри и хлопающее полотнище палатки не давали возможности найти свои вещи и одеться. Это можно было бы сделать по очереди, но пока один бы разбирался, остальные бы замерзли. Поэтому решили быстро спуститься, греясь движением, а внизу задействовать костер и укрытие и оттуда снарядить хорошо одетую партию за остальными вещами. Представлялось, что палатка всегда недалеко и к ней будет нетрудно вернуться. Однако спустившись вниз, группа обнаружила два трупа под кедром.

Какое-то время они думали что делать дальше, но холод и ветер вынудили их принять решение о строительстве укрытия. Укрытие решили выкопать в глубоком снегу, в логу ручья. Сняв одежду с Кривонищенко и Дорошенко, группа выдвинулась в лог и принялась копать укрытие. Предполагалось устроить там костер и частью людей выдвинуться к палатке за теплыми вещами и возможно еще чем-то, например, стащить вниз саму палатку и использовать брезент для утепления укрытия и в нем переждать непогоду. Чтобы хорошо защищать от ветра, укрытие должно было иметь достаточную глубину и как можно более отвесные стены. Часть людей копала внизу ямы, остальные отгребали снег от краев. И в какой-то момент стена ямы обрушилась массой снега на людей внизу, причем, скорее всего вместе с теми, кто был в этот момент наверху, на краю ямы. Снег там достаточно глубокий, судя по раскопкам весной, масса его велика, плюс возможная масса людей - это и есть механизм нанесения имеющихся травм. В данном случае пригоден весь доказательный аппарат "лавинной" версии, ибо это фактически и есть подобие лавины. Оставшиеся сверху люди откопали пострадавших и увидели размер катастрофы. Ситуация резко ухудшилась, раненым срочно требовалась помощь, поэтому быстро устроив раненых на помосте, чтобы они не проваливались глубоко в снег, здоровые члены группы должны были двинуться к палатке - срочно требовалось много теплых вещей и медикаменты, для этого к палатке должно было пойти максимально возможное число людей. При этом с собой взяли травмированного Слободина, а здорового Колеватова оставили, потому что у Слободина была травма головы, и хотя он наверняка говорил, что с ним все в порядке, не было уверенности что он не потеряет сознание. Если бы это случилось по пути к палатке, то еще осложнило бы ситуацию, но если бы он остался с тяжелоранеными - раненые остались бы без присмотра и они, и он сам могли бы замерзнуть. Дальнейшее развитие событий вполне очевидно - из-за общего утомления и встречного ветра люди не смогли добраться до палатки и это определило судьбу четверки, оставшейся у ручья. Впрочем к моменту гибели тройки на склоне, Дубинина скорее всего уже умерла и Колеватов частью снятой с неё одежды пытался согреть оставшихся раненых.

ОБОСНОВАНИЕ

КОНФЛИКТ
Несмотря на общее мнение о том, что группа Дятлова была опытной и спаянной, это очевидным образом не совсем так. Члены группы действительно знали друг друга и даже совместно ходили в походы, но к моменту трагедии не являлись командой в полном понимании этого слова. Признаки этого видны в дневниках участников группы. Например, Колмогорова: "мальчишки глупо острили"; "не понимаю, как можно так долго собираться"; "Игорь весь вечер хамил, я просто не узнавала его". Дневник "Колмогоровой" из уголовного дела: "Люда быстро отработалась и села у костра. … Ребята страшно возмущены".

Собственно группа людей превращается в команду, после того как совместно преодолеют общие трудности, научатся хорошо понимать друг друга именно в этом составе. Но у группы Дятлова не было серьезных трудностей до самого перевала, они, то ехали на поезде, то на автобусе, то везли рюкзаки на лошади, то двигались по мансийской тропе. Первая ночевка в палатке была у них только в ночь на 29 января. По-настоящему тяжелая дорога у них началась 31 января, когда они совсем сошли с мансийского следа и начали торить дорогу и тут они выработали странный способ прокладки лыжни: "первый сбрасывает рюкзак и идет 5 минут, после этого возвращается, отдыхает минут 10-15, после догоняет остальную часть группы". Несложный расчет показывает, что каждый член группы при таком режиме проходит примерно на 20% большее расстояние чем вся группа в целом. Т.е. при дневном переходе в 10км, каждый участник пройдет 12км, плюс постоянное снятие-одевание рюкзака и периодическое возвращение назад, которое обычно негативно влияет на боевой дух. Что заставило дятловцев принять такую методику прокладки лыжни? Иллюзия меньшей затраты сил здесь и сейчас. Группа не хотела напрягаться, хотя они пошли в поход, зная о том какие условия им предстоят. Холодная ночевка на перевале тоже должна была стать нелегким испытанием для группы, и внутреннее согласие в группе порвалось в самом узком месте.

Таким местом видимо стал Кривонищенко. Собственно выбирать следует из двух - Кривонищенко или Дорошенко. Первый является более вероятным кандидатом, из дневников складывается намек на то, что он не всегда знал, когда следует остановиться, "не чуял берегов". На вокзал в Серов прибыли две группы туристов, но задержали из них одного Кривонищенко. С другой стороны, в своем дневнике, Колмогорова дает понять, что у них с Дорошенко были в прошлом отношения и характеризует его как "повесу". Викисловарь: "повеса" - человек, ведущий праздный, эгоистический, легкомысленный образ жизни, проводящий время в проказах, любитель женщин, бабник. Кто был инициатором конфликта, наверное установить нельзя, но участвовали скорее всего оба, а к действиям вытекающим из конфликта видимо первым перешел Кривонищенко, я так считаю по причинам изложенным ниже.

УХОД КРИВОНИЩЕНКО И ДОРОШЕНКО
Запасная пара лыж осталась лежать рядом с палаткой, и это удивляло поисковиков. При этом в перечне найденных вещей не хватает одной пары лыжных ботинок и согласно "Таблице вещей дятловцев", размещенной в интернете (но вычисляется и по УД), это ботинки Кривонищенко. Согласно той же таблице, на Дорошенко была теплая обувь - вторую пару лыж из-под палатки было не достать, поэтому и первую тоже оставили и пошли вниз пешком.

Поисковики отмечали, что от палатки вниз уходили две группы следов, в одной два следа, в другой семь. Первая группа сначала шла в стороне, а затем ниже по склону сливалась со второй и далее они уже не расходились - двое сначала выбирали путь для спуска, остальные потом срезали петлю.

Двое здоровых парней не могли замерзнуть раньше остальных, особенно с учетом нахождения у костра, если бы не находились на холоде дольше остальных. Костер хоть и не грел, но по сравнению с нахождением на открытом склоне, все же давал преимущество. Если допустить что вся группа спустилась вниз одновременно, то раннюю гибель Кривонищенко и Дорошенко невозможно объяснить.

ПОКИДАНИЕ ПАЛАТКИ
Тот факт, что палатка была порезана изнутри, установлен экспертизой. Но та же экспертиза указала на наличие небольших порезов, недостаточных для выхода человека, а так же царапин на ткани. Туго натянутая палатка режется легко, однако наличие этих небольших порезов говорит о том, что резали не натянутое полотнище, к тому же хлопающее на ветру - нож срывался, ткань вырывалась из рук.

Палатка не дворец и одеться в ней при толкучке, недостатке света и упавших стенках, хлопающих на ветру, практически невозможно. Выйдя же наружу, люди подверглись воздействию сильного ветра и низких температур, при том, что им без печки и так жарко не было. Ветер очень быстро выдувает тепло из тела и в первую очередь замерзают конечности. Единственный способ согреться в таком случае, в том числе и при недостатке одежды - немедленно начать движение. Желательно в том направлении, где можно получить тепло и укрытие.

ПОЛУЧЕНИЕ ТРАВМ
Судмедэксперт отмечал, что полученные людьми травмы характерны, например, для воздушной взрывной волны. Внутренние повреждения "без нарушения целости мягких тканей" возможны, если сила прикладывается к большой поверхности тела, посредством передающей субстанции, имеющей возможность плотно прилегать к телу и при этом не твердой по своему состоянию. В случае взрывной волны, это очевидно воздух. Но в отсутствие взрывной волны следует поискать другую похожую субстанцию. Взрывную волну можно исключить, т.к. для неё должен быть источник - взрыв чего-то. Но никаких следов взрыва поисковиками и следствием не отмечено, поваленные и поломанные деревья и следы возгорания не найдены, никаких обломков того, что могло взорваться и/или следов "группы зачистки" не обнаружено. Но сторонники "лавинной версии" правильно определили субстанцию, способную нанести такие же травмы, как и воздух при взрывной волне. Это снег и других вариантов на перевале нет. Зато снега много и при этом он обладает собственной и немалой массой и поэтому не требует взрыва для нанесения травм, достаточно просто навалиться кучей, как при лавине. Однако на месте установки палатки склон не лавиноопасен, что отмечалось поисковиками. Кроме того, как отмечалось во вступлении, травмы очевидно получены людьми внизу. Но даже внизу, не существует мест, откуда снег мог бы упасть на людей большой массой. Такое место необходимо создать искусственно, либо насыпав большой снежный холм, либо выкопав глубокую яму. Если первый вариант находится за пределами возможностей группы, то второе им было вполне по силам и более того отвечало их интересам постройки убежища от ветра. С позиции здравого смысла, не просматривается больше никаких вариантов получения травм, подобных отмеченным судмедэкспертом, кроме как "завалило снегом в яме". И данный вариант косвенно подтверждается находкой последних четырех тел в снегу, на большой глубине.

ОТСУТСТВИЕ ЯЗЫКА
Наверное самая жуткая деталь в уголовном деле возникла после того как судмедэксперт в акте исследования трупа Дубининой записал: "Язык в полости рта отсутствует". Вопреки ожиданиям, он больше никак не комментирует этот факт и прямо никак его не объясняет в заключении. Однако очевидно, что этот вопрос Возрожденного заинтересовал, и, обнаружив к тому же сломанную подъязычную кость, он отправил мягкие ткани из этой области на гистологический анализ. Поскольку анализ не обнаружил кровоизлияний в мягких тканях, то эксперт решил, что все эти повреждения являются посмертными и связаны с состоянием тела, что и отразил в своем заключении одной фразой: "повреждения мягких тканей области головы … являются посмертными изменениями".

В случае Дубининой, отсутствие языка связано, видимо, с положением тела в ручье - в сидячем положении, с шеей на камнях порога и головой против течения. Движения масс снега при таянии привели к перелому подъязычной кости, т.к. шея лежала на твердой опоре. А бурная талая вода, попадая в открытый рот, способствовала ускоренному разложению ослабленных мягких тканей и вымыла язык из полости рта.

ПРИСУТСТВИЕ ЗОЛОТАРЕВА В ГРУППЕ
Это вызывало вопросы. По свидетельству Юдина - его "никто из участников нашей группы не знал". Золотарев был включен в группу за два дня до выезда. Сам факт внезапного включения в группу конечно объясняется просто - вопрос был решен Дятловым и кем-то из туристического начальства, по просьбе последнего. Вопрос зачем. Здесь можно предложить достаточно простую версию. Дело в том, что свидетельство Юдина видимо не совсем точно, т.к. минимум один человек в группе должен был Золотарева встречать раньше. Это Колмогорова. Она как известно занималась организационно-массовой работой в турсекции УПИ, и в частности организацией походов выходного дня. Подобные походы нередко привлекают непрофессионалов и базируются на пригородные турбазы, где есть экипировка и инструктора. Одной из таких турбаз является Коуровская, где и работал инструктором Золотарев. Они вполне могли пересекаться. Несмотря на значительную разницу в возрасте, а может и вследствие её, Золотарев мог почувствовать интерес к общительной и жизнерадостной девушке, какой, по отзывам, была Колмогорова. Однако вступить в более близкие, хотя бы для начала дружеские, отношения напрямую, Золотарев из-за разницы в возрасте не мог - его бы просто "отшили". Другое дело просуществовать какое-то время в общей компании, занимаясь общим делом - это сближает людей. Нажать на нужные кнопки в среде туристического начальства Свердловска, Золотарев вполне мог, наверняка кого-то неплохо знал, т.к. начальство тоже любит отдыхать на турбазах, а по возрасту Золотарев к ним больше подходил. Поэтому я считаю очень вероятным, что причиной появления Золотарева в группе Дятлова, являлась Колмогорова Зинаида.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Как ни странно, в итоге всех логических построений приходится признать, что прокурор Иванов в своем итоговом "Постановлении" был абсолютно прав - "причиной гибели туристов явилась стихийная сила, преодолеть которую туристы были не в состоянии". И эта стихийная сила - зима. Независимо от любых ошибок Дятлова, от отношений в коллективе, от неудачно сложившихся обстоятельств - случись все это в другое время года, то никакой трагедии бы не произошло. Потому что сами по себе элементы причинно-следственной цепочки, приведшей, по моему мнению, группу Дятлова к гибели, не являлись фатальными по отдельности. Но в своей последовательной комбинации не оставили людям шанса. В истории уже известны подобные, крайне неудачные стечения обстоятельств, например катастрофа Титаника, когда обычные для любого рейса действия экипажа вдруг привели к гибели современный, "непотопляемый" лайнер. Аналогичная ситуация сложилась и на перевале с группой Дятлова, только в итоге не осталось свидетелей, что и породило тайну, так как единой причины гибели группы не существует. Просто была зима.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама