THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама
Район Обводного канала в старину был окраиной города и пользовался дурной славой гиблого места. Сейчас это почти центр. Дома на набережной канала ремонтируют, красят, сдают в аренду для офисов, недавно открылась новая станция метро. Но позитивной атмосферы району это не добавляет.

Вид на Обводный канал (конец 19 - начала 20 века).
В дневнике пра-пра-дедушки я прочитала зловещую историю.

189* год
Из дневника Николая Вербина

В этот пасмурный день занесла меня нелёгкая на окраину, в район «Новой Канавы»*. Место неприятное и мрачное. Спешно идя вдоль берега, я старался не смотреть на тёмные воды, от одного взгляда на которые становилось беспокойно на душе. Вдруг будто-то какая-то сила заставила меня остановиться и повернуться к воде. Закружилась голова, и я опереся на перила - казавшиеся тонкой преградой между миром живых и миром мёртвых.

В мутной воде я увидел тело молодой женщины в белом одеянии, она лежала, скрестив руки на груди. На бледном лице застыла печать предсмертной боли.

*«Новая Канава» - одно из названий «Обводного Канала» в 19 веке.


Мои фото, сделанные при прогулке по набережной канала
Я подбежал к городовому и сбивчиво рассказал об увиденном.
- Опять кого-то привидения уволокли! – проворчал полицейский, отправляясь за мной.
Когда мы подбежали, никого на воде не было. Течение канала не могло унести тело далеко. Мы прошли вперед, но ничего не нашли.

Вам привиделось, - с облегчением вздохнул городовой.
Видя мое недоумение, он пояснил.
- Место тут гиблое, вот и мерещиться всякая чертовщина. И это хорошо, что вас за собой в воду привидения не потащили. Бывает тут такое частенько. Идет себе человек, и вдруг остановится и через ограду в воду… Сам видел…

Меня поразила уверенность городового. Обычно они посмеиваются над мистическими домыслами.

Привыкли мы уже, - продолжал собеседник, - одного такого самоубийцу мой товарищ спас. Успел за шиворот оттащить. Несчастный не сразу очнулся от чар привидений, потом начал рассказывать будто-то кто-то невидимый его силой в воду скинуть хотел.

Какие легенды хранит это мрачное место? Чьи души не упокоились? – спросил я.

Чьи души бродят, мне неизвестно. Они тут со старых времен, как поговаривают. Когда канал рыли, рабочие такие страсти рассказывали, - городовой перекрестился.

Я серьезно относился к мистицизму и задумался.
- Чтоб место такую темную силу имело, тут много людей должно быть убито, которых не похоронили по обряду.

Городовой со мной согласился.
- Еще говорят, что жил тут в старину чёрный колдун, который открыл ворота в Ад, вот чертовщина и лезет, - высказал он еще одно предположение.

Я перевел взгляд на тёмную воду канала, которая выглядела зловеще. Средь вод реки мне почудилось уродливое лицо, искаженное злобной гримасой. Казалось, что я даже слышал его смех. Глубоко вздохнув, я отвернулся - это стоило немалых усилий. Жуткая физиономия будто гипнотизировала.

Бывало и похуже, - вспомнил городовой, - в канал младенцев кидали, а потом следом кинуться хотели, когда поняли, что натворили…

Собеседник вдруг вздрогнул - будто неловкий прохожий задел его - и настороженно огляделся по сторонам.
- Не надо нам близко у воды стоять, - сказал он, спешным шагом отходя от ограды.
Я послушно последовал совету. На этом мы и простились.

История «Новой Канавы» не давала мне покоя. Я не мог не думать о таинственных призраках, которые манят людей тёмные воды.

История проклятья
Благодаря моему приятелю, увлеченному историей, мне удалось заполучить записи ученого, занятого изучением жизни народа карелов - былых хозяев земель, на которых построен Петербург.
Оказалось, что место «Новой канавы» пользовалось дурной славой еще до времен Петра Великого. Местные жители старались обходить его стороной.

В Средние Века шведский военачальник Торкель вторгся в карельские земли, и будучи добрым христианином разгромил языческое капище, расположенное на месте нынешнего канала…

Читая записи, я сам не заметил, как погрузился в сон.

Мне снились рыцари, огнем и мечом выжигающие ересь «дикарей». Кругом крики, стоны и огонь, испепеляющий все на своем пути…
Вдруг путь рыцарям преградил уродливый человек (похоже, его жуткое лицо померещилось мне в водах реки). Он стоял, подняв вверх руки, и что-то гневно бормотал, глядя на врагов. Можно предположить, что он насылал на их головы самые страшные проклятья. Один из рыцарей прервал речи колдуна, отрубив ему голову ударом меча.

Затем мой сон переменился. Я очутился в шатре военачальника шведских рыцарей. Он беседовал человеком, окутанным в черное, лица которого я не увидел… Удивительно, но я знал, о чем они говорят! Нужно остановить проклятье колдуна, иначе на захватчиков падёт самый страшный мор.

И снова сон переменился. Я увидел пять юных девушек в белых нарядах, их хладнокровно убили ударом кинжала. На мгновение лицо одной из них показалось мне знакомым - да, это ее тело я видел плывущим по водам «Новой канавы»…
Кровью несчастных дев обмазали гранитные плиты, а их тела бросили в яму вместе с телом колдуна.

Подручный маг рыцарей прочитал заклинание и осквернил святое распятье (как добрые христиане осмелились на такое святотатство?).
В этот момент вдруг раздался зловещий хохот, налетел вихрь, опрокинувший ель возле святилища…

Я очнулся. Затем, пролистав записи, я понял, что мне во сне привиделась история проклятья «Новой Канавы». Место, где свершилось столь чудовщное злодеяние, будет проклято навсегда!
Меня поразила жестокая расправа «благородных рыцарей» над юными карелками.

Злодеи хотели обезопасить себя от нечистой силы, но вместо этого выпустили зло на свободу…

Проклятья канала в 20 веке
Прочитав жуткую историю из дневника пра-пра-дедушки, я решила побывать на Обводном канале. Хотелось узнать, вызовет ли это место дискомфорт. Я старалась не думать о прочитанном, чтоб не внушить себе желаемые ощущения.
Подойдя к набережной канала, почувствовала беспокойство и желание уйти. Ужасно разболелась голова.

Когда я переходила через мостик с одного берега канала на другой, налетел сильный порыв ветра (хотя погода была безветренна). Мне послышался чей-то зловещий шёпот на незнакомом языке. Я вздрогнула, надеясь, что это всего лишь ветер просвистел в ушах.

Немного пройдя вдоль набережной, я встала у парапета.
- Не надо так близко у воды стоять, - окликнула меня пожилая женщина.
- Проклятье канала? - вдруг спросила я.
Прохожая, довольная, что я ее поняла, энергично закивала.

Мне мама много ужасов рассказывала, - вздохнула женщина. – И моя старшая сестра в канале погибла… Я всегда прихожу сюда в день ее смерти… Сестру я никогда не видела, она погибла до моего рождения, но в этот день меня сюда тянет… Хотя с этого района я давно переехала, видеть это место не могу!

Собеседница прослезилась.
Я спешно пробормотала слова соболезнования.

Мне мама много страшного рассказывала. Она еще девочкой была и слышала, как давно в 20е годы, когда теплотрассу прокладывали, тут откопали древние гранитные надгробия. Тогда в сверхъестественное не верили и разворотили всё. Но простые люди шептались, что злобный дух выпустили на свободу - жди несчастий.
Несчастья случились скоро, в 23-м году начались самоубийства, больше 80 человек погибло.

Гранитные плиты! Мне вспомнились строки дневника пра-прадедушки. Возможно, под этими плитами были похоронены убитые карелки и колдун.

Только одного сумоубийцу спасли, - продолжала женщина, - человек был уважаемый, лично с Лениным знакомый. Он рассказывал, будто какая-то сила его толкнула, но ему не поверили и упрятали в психушку.

Знатный "помполито" решился на самоубийство? Не верится!

Потом в 33м году снова начались массовые самоубийства, больше 100 человек погибло. И так каждые 10 лет… Я с ужасом жду 2013 года…
Женщина вздохнула.


Тёмные воды канала
- И все равно к воде подходить опасно в любой год, - продолжала она, - одиночные случаи самоубийств, как мама говорила, тут каждый год бывали… И я рада, что уехала из этого района, чтоб мои дети и внуки от этого места подальше были!
- Место жуткое, - поморщилась я.

Сама я тоже чуть не свалилась в воду, - женщина махнула рукой в сторону мостика, на котором мне послышался зловещий шёпот, - девчонкой была, глупой. Лет 13 мне было. Стояла, наклонившись над перилами, хоть родители запретили так делать. И вдруг мне захотелось в воду нырнуть, на самое дно опуститься… даже ниже дна… куда-то поглубже… И какой-то невидимка меня начал за плечи тянуть… Это хорошо что мимо люди проходили, о чем-то громко разговаривали, благодаря им я очнулась.
Собеседница повздыхала об ужасах проклятого места.

Мне вспомнилось, что участок пути на метро между станциями «Звенигородская» и «Волковская» (станция "Обводный канал" находится между ними) всегда вызывал у меня странное беспокойство. На этом пути всегда чувствовался какой-то неприятный холод. Хотелось, чтоб поезд местро побыстрее проехал это место. Тогда мистическую историю я не знала, а станция "Обводный канал" не была открыта.

Говорят, что на Обводном канале всегда ветер, даже если в городе штиль.


Здания заброшенных старых довоенных заводов


В начале 20 века Обводный канал был заводской окраиной

Стихи об Обводном канале

Группа "Тамбурин"
По обводному каналу

Рекомендую послушать песню. Очень понравилась.

Мимо фабрик, вокзалов, в цепочке мостов
Сонно тянется серая змейка,
Змейка мутной воды, уносящей мечты
Далеко, далеко к синим рекам.


Обогнув свой квартал, тихо шел человек,
Столь знакомый мотив напевая.



И мелькание дней непохожих.

Всё бежит, всё бежит, всё куда-то спешит,
Забываясь и снова встречаясь.
На скамейке в саду мирно дремлет старик,
Улыбаясь, о чем-то мечтая, -

По Обводному каналу вечно ветер гуляет,
Дует в спины и лица прохожих,
Звонких рельсов узлы, пыль с машин грузовых
И мелькание дней непохожих.

Николай Заболоцкий
Обводный канал

В моем окне на весь квартал
Обводный царствует канал.

Ломовики, как падишахи,
Коня запутав медью блях,
Идут, закутаны в рубахи,
С нелепой важностью нерях.
Вокруг пивные встали в ряд,
Ломовики в пивных сидят.
И в окна конских морд толпа
Глядит, мотаясь у столба,
И в окна конских морд собор
Глядит, поставленный в упор.
А там за ним, за морд собором,
Течет толпа на полверсты,
Кричат слепцы блестящим хором,
Стальные вытянув персты.
Маклак штаны на воздух мечет,
Ладонью бьет, поет как кречет:
Маклак - владыка всех штанов,
Ему подвластен ход миров,
Ему подвластно толп движенье,
Толпу томит штанов круженье,
И вот она, забывши честь,
Стоит, не в силах глаз отвесть,
Вся прелесть и изнеможенье.

Кричи, маклак, свисти уродом,
Мечи штаны под облака!
Но перед сомкнутым народом
Иная движется река:
Один сапог несет на блюде,
Другой поет хвалу Иуде,
А третий, грозен и румян,
В кастрюлю бьет, как в барабан.
И нету сил держаться боле,
Толпа в плену, толпа в неволе,
Толпа лунатиком идет,
Ладони вытянув вперед.

А вкруг черны заводов замки,
Высок под облаком гудок.
И вот опять идут мустанги
На колоннаде пышных ног.
И воют жалобно телеги,
И плещет взорванная грязь,
И над каналом спят калеки,
К пустым бутылкам прислонясь.


Современное здание торогового центра. Там же вход в метро

Тикки Шельен ("Башня Rowan")
Обводный канал

Слушать песню

Я живу в горбатом полусонном переулке, и в моем горбатом сердце печаль.
Бог есть любовь, а что за любовь без пива, значит, вместе мы отыщем Грааль.
Время растянется и лопнет, время хлопнет по лбу, как резиновый мяч.
Времечком по темечку – и вышибет вон.
Тише, мой горбатый друг, Танечка, не плачь!

Мир вращается, друзья мои,
Все возвращается, друзья мои.
Однажды вечером наступит лето,
И я окликну тебя с того света,
Подари от меня букет фиалок самой голосистой медсестре.
Типа лето на дворе.

Тяжело быть толстым, только толстый может до конца оценить размер.
Мир не любит толстых, и поэтому к толстым применяется множество мер.
Никогда не верь веселым толстякам, каждый толстый изнутри больной.
Это Бог наполняет его грустью, заставляет
Груз грусти таскать с собой.

Мир вращается, друзья мои,
Все возвращается, друзья мои.
Летний вечер настанет однажды,
И мы с тобою умрем от жажды,
И я дам тебе испить из одного со мной бокала
Воды Обводного канала.

А по Обводному каналу течет мое резиновое время,
И черно-красный Треугольник молча салютует ему.
Где-то там, на Турухтанных островах,
где пожилые турухтаны поют на ветвях,
там находится все, что когда-то кануло во тьму.
Твое потерянное детство.
Мой ненайденный Грааль.

Все вращается, друзья мои,
Мир вращается, друзья мои.
Однажды летом наступит вечер,
И мы пойдем с тобой друг другу навстречу,
И отдадим друг другу ключи от наших самых сокровенных городов.
Такое дело, любовь


Вид на проспект через канал.

Станция метро
Современная стильная станция метро "Обводный канал".

Екатерина II в XVIII веке боролась с расползанием Петербурга, для чего определила довольно чёткие границы города. Одна из них проходила по Обводному каналу. Это решение для своего времени не было остро актуальным, количество каменных построек в Петербурге исчислялось всего лишь сотнями, однако в перспективе оно оказалось довольно метким. Именно Обводный канал сейчас можно назвать разделительной полосой между старым центром и новыми районами. Может так случиться, что к 2020 году она окончательно разделит Петербург на два города.

На прошлой неделе чиновники в очередной раз обсуждали планы по превращению Обводного канала в автомобильную магистраль – то, что ещё с советских времён обозначается аббревиатурой ТОЦ, транспортный объезд центра.

Решение использовать Обводный в качестве дороги, уводящей поток машин из порта в разные районы, минуя центр, было принято много десятилетий назад. Возможно, именно по этой причине его правильность мало подвергают сомнению, считая всякое развитие транспортной инфраструктуры бесспорным благом. Тем более что дорог Петербургу действительно отчаянно не хватает.

На практике же организация вдоль Обводного бессветофорного движения будет одной из самых опасных и дорогих ошибок в современной истории города. Для начала нужно понимать, что оно едва ли всерьёз облегчит передвижение. Когда речь идёт о дорогах и автомобилях, простая арифметическая логика - чем больше дорог, тем вольготнее машинам - на самом деле не работает. Тут в силу вступают самые разные факторы, в том числе и психологический: широкие дороги с быстрым движением приглашают людей к тому, чтобы пользоваться личным транспортом. Таким образом, строя магистрали, мы одновременно увеличиваем количество машин, работа происходит до некоторой степени вхолостую.

Многие города мира убедились в этом на собственном горьком опыте. Впрочем, ехать в другой город, чтобы увидеть, как это работает, не обязательно. Пока реконструировали Пироговскую набережную, её объезд был организован по узкому участку Большого Сампсониевского проспекта, однако затор в этом месте даже в час пик редко был безнадёжным. Когда же развязку наконец открыли, машины стали собираться в гарантированную часовую пробку. Всё потому, что многополосные дороги притягивают гораздо большее количество водителей, чем неширокие улицы со сложной схемой движения.

Именно Обводный канал сейчас можно назвать разделительной полосой между старым центром и новыми районами. Может так случиться, что к 2020 году она окончательно разделит Петербург на два города

Помимо сомнительной эффективности самой реконструкции Обводного, есть и более серьёзный аргумент. Как я уже написала выше, исторически так сложилось, что канал сегодня является границей между старым и новым городом.

В первом сконцентрировано всё наше представление о Петербурге. Это среда, формирующая самосознание горожан, даже несмотря на то, что условия жизни в ней часто далеки от идеальных. Периферия Петербурга не имеет никаких отличительных особенностей, она была бы точно такой же в любом другом месте со схожими экономическими и географическими условиями, её культурная ценность стремится к нулю. Районы опустевших производств, и в том числе Обводный канал, дают шанс на частичное исправление ситуации: их можно использовать, чтобы создать адекватное современное продолжение исторического Петербурга и даже восполнить какие-то из его недостатков, как, например, нехватку зелёных рекреационных зон. Создание транспортного объезда закроет эту возможность если не навсегда, то на долгие годы.

Градостроители и чиновники делают то, от чего ещё в 1960-е годы предостерегала американский экономист Джейн Джейкобс в книге «Жизнь и смерть больших американских городов», а именно: смотрят на город сверху и поэтому не представляют себе реальных последствий предлагаемых решений.

Представьте себе, что проект ТОЦ состоялся и вдоль Обводного день и ночь мчат автомобили. Что сможет появиться вокруг? Только многоэтажное жильё, торговые и реже офисные центры с большими стоянками, автосалоны. Инвестиционная привлекательность всех прилегающих территорий, а с ними и находящихся поблизости исторических памятников упадёт даже по сравнению с нынешним состоянием. Про красивую архитектуру, разнообразие, развитую инфраструктуру, гуляющих людей придётся забыть. Жители района, который вырастет на этом месте, выходя из двери подъезда, будут садиться в машину даже для того, чтобы попасть на другой берег. Отличие от Озерков останется разве что в меньшем расстоянии до Дворцовой площади. Центр Петербурга окажется островом в море многоэтажек, и возникнет риск затопления его берегов.

Идеальным, но сейчас, вероятно, недоступным вариантом компромисса было бы строительство тоннеля под Обводным каналом и, наоборот, сокращение количества полос движения на поверхности. Впрочем, есть мало сомнений в том, что в нынешнем состоянии экономики и градостроительства Петербургу не потянуть такой проект. Вероятно, решение стоит отложить, по крайней мере до появления более своевременных идей, чем ликвидация светофоров.

Есть множество других способов регулировать ситуацию с коммуникациями в городе. В первую очередь, конечно, стоит заниматься общественным транспортом - в конце концов, только он является единственным действенным спасением от пробок. Вместе с тем стоит соотносить планы любого нового строительства с возможностями дорожной инфраструктуры. Пока город бегает как белка в колесе: в то время как происходят какие-то положительные сдвиги, вроде появления кольцевой дороги, неумелое распределение нового жилья быстро нейтрализует их положительный эффект. Вокруг КАД уже построили столько муравейников, что скоро нам понадобится ещё одно кольцо. Не остановив этот процесс, мы едва ли приблизимся к реальному облегчению ситуации на дорогах.

Если правительству очень уж хочется сделать что-то хорошее для автомобилистов и быстро, то их в Петербурге не так сложно удивить. Достаточно устранить колеи в асфальте, хотя бы на Невском, Каменноостровском и Московском проспектах, чтобы петербуржцы ощутили, как что-то резко меняется к лучшему.

Обводный канал в Санкт-Петербурге с самого начала строительства, всегда был местом загадочным и пугающим. На его берегах находятся три сумасшедших дома, три Дома Культуры, духовная академия, несколько пивных и два вокзала, а так же, мрачного вида строения с проходными дворами и темными закоулками. Пройдя этими дворами, напоминающими лабиринты, (где даже в солнечный день царит полумрак) можно оказаться в 1,5-2-х км. от Обводного канала…

Обводный канал в Санкт-Петербурге начали строить в конце 1760-х годов. Крепостных стен в XVIII веке уже не возводили, но отмечать границу городов хоть чем-то все еще было принято. В таможенных и пограничных целях в столице решили вырыть широкий ров…

Плохая земля

По тем временам строительство пошло бойко, и за десять лет ров довели до современного Лиговского проспекта (тогда он тоже был каналом). Там работы застопорились. Рабочие стали гибнуть сотнями и разбегаться.

Чиновники попытались выяснить, в чем дело, но расследование быстро зашло в тупик. Говорили, что рабочих сманивают в леса карелы. Этот народ жил в дельте Невы задолго до прихода русских и шведов, но когда Петр построил Петербург, карелы предпочли держаться подальше.

Во время строительства Обводного рва карелы стали выходить из леса и о чем-то беседовать с русскими. Те после разговоров бросали все и уходили на болота. Одного карела удалось схватить. Но даже после допроса с пристрастием от него добились лишь невнятного бормотания: «Плохая земля, нельзя копать». По этой или другой причине, но строительство забросили.

Бунт

Вернулись к проекту в царствование Александра I. В 1805 году началось грандиозное строительство. Ров расширили и назвали Обводным каналом. Там, где он пересекал важные дороги, построили мосты и развязки. Инженерные решения были для начала XIX века самыми современными.

Канал теперь соединял Неву и Финский залив в обход города. Он был и границей Петербурга, и транспортной артерией, и, по замыслу инженеров, предохранительным клапаном на случай наводнения.

К 1833 году опять вышла заминка. Рабочие наотрез отказывались копать в месте впадения в Обводный канал речки Волковки, твердя в один голос о «нехорошем месте». На престоле уже сидел Николай I, в царствование которого с простонародьем не церемонились. Так что чиновники просто нагнали роту солдат, которая заставила людей работать, а зачинщиков бунта повесили.

Первая кровь

К началу XX века Петербург перешагнул далеко через Обводный канал. По его берегам понастроили заводов и рабочих кварталов. Соответственно, появились склады, кабаки, трущобы. Эти же места облюбовали всякие темные личности. Дня не проходило без грабежа, пьяной драки или убийства.

Но история, произошедшая весной 1913 года, заставила содрогнуться даже петербургские трущобы. В мае грузчики с одной из барж выловили у Боровского моста небольшой сверток. Там находился мужской торс. Завернут он был в сатиновую юбку в горошек. Дно Обводного канала осмотрели водолазы, но безрезультатно. Ничего не дали ни осмотр барж, ни прочесывание притонов, ни опрос дворников…

18 июня мелкий чиновник порта выловил из Морского канала другой сверток – там были конечности и голова мужчины. Они подходили «бесхозному» туловищу. По счастью, лицо хорошо сохранилось, так что полиция сделала сотни снимков и распространила их.

Не прошло и недели, как объявилась Альбина Ягелло, опознавшая в убитом своего мужа Франца. Он был мелким торговцем, промышлял у Обводного канала. Проживала семья на Лиговке. Последний раз Альбина видела мужа, когда тот собирался в чайную…

Вдова, как и положено, рыдала, но полицейских что-то насторожило. Обыск на квартире ничего не дал, однако во время очередного допроса Альбина неожиданно созналась, что убила супруга вместе со своей подругой карелкой Ириной Кузьминой. Франц, по словам убийц, ежедневно избивал жену, что и стало причиной мести.

Женщины опоили мужика, задушили, тело разрубили и в два приема сбросили в канал. Альбина утверждала, что на преступление ее как будто все время кто-то подталкивал. Полицейские решили, что Альбина пыталась сказаться невменяемой…

Загадочная эпидемия

В начале 1923 года вдоль Обводного канала строили теплотрассу. Углубившись в грунт, рабочие наткнулись на странные гранитные плиты. Они были испещрены непонятными рунами, а под ними лежали человеческие кости. К месту находки прибыл археолог Гвоздницкий. Он тут же заявил, что это ценнейший памятник, не имеющий аналогов в мире. X век – не позже.

Однако хозяйственники не разделяли восторгов историка. Никто не стал останавливать работы, а протесты Гвоздницкого назвали попыткой саботажа. Ломовые извозчики вывезли плиты на Лиговку, где распилили их на поребрики. Кости отправились на свалку.

Однако весной 1923 года на Обводном началась настоящая эпидемия самоубийств. Люди, решившие свести счеты с жизнью, как будто не могли найти другого места в огромном городе, кроме отрезка канала от Борового моста до устья Волковки. Милиция даже вынуждена была выставить по берегам канала патрули. Один из постовых, кстати, тоже пропал. Пик непонятного явления пришелся на осень, а всего таким образом в течение года утопились 89 человек.

Глубина Обводного тогда еще достигала 3-5 метров, но кое-где канал начал мелеть. На такую мель и угодил один самоубийца. Это был видный большевик Мясопатамский, член РСДРП с 1903 года, лично знакомый с Лениным. Он среди бела дня сиганул с моста и сидел на мелководье, пока его не вытащили.

Естественно, Мясопатамского отправили к психиатрам – кремням-партийцам в здравом уме сводить счеты с жизнью
было не к лицу. Большевик рассказал доктору Ефимсону, что угодил в воду не сам, а был как будто утянут за перила моста, когда остановился покурить.

Эпидемия прекратилась, как по волшебству, в 1924 году. Но в 1933-м советские граждане вновь принялись топиться на том же самом участке Обводного. Несмотря на круглосуточное дежурство сотрудников 28-го отдела милиции, зарегистрированных утопленников набралось 107. Самоубийства вновь прекратились, когда закончился календарный год.

Неизвестно, что там еще рассказал Мясопатамский Ефимсону, но последний потерял покой и сон. Он буквально осаждал Смольный и гонялся за выжившими «прыгунами в воду». Городские власти, однако, посчитали психиатра шизофреником и отправили с глаз долой в одну из черноморских здравниц.

В 1943 году во время блокады Ленинграда милиции было не до случаев самоубийства, но через десять лет история повторилась. Ефимсон по-прежнему старался переговорить с каждым, кого удалось выловить в Обводном живым, но власти больше не беспокоил. Каждые десять лет все к тому же участку канала стекались самоубийцы.

Последний всплеск странной эпидемии психиатр-энтузиаст наблюдал в 1973-м, а годом позже он скончался. Рекордным стал 1993 год – 303 попытки самоубийства оказались успешными. Соответствующая статистика за 2003-й пока засекречена.

Проклятие шамана

Однако кое-что Ефимсон раскопать успел. Он смог в свое время разыскать Гвоздницкого и расспросить его о странных плитах, найденных в 1923-м. Археолог признался, что изначально ошибся в датировке, и находка относилась к XIV веку. У него оставались зарисовки странных рун и схема расположения плит. Вот только перевести надписи не представлялось возможным – это была дикая смесь древнееврейского и латыни.

Одна из средневековых шведских хроник гласит, что в 1300 году у слияния Невы и Охты скандинавами была основана крепость Ландскрона. В 1303 году маршал Торкель начал войну с карелами, не желающими принимать христианство. В устье Волковки шведы обнаружили языческое капище, где местные шаманы совершали человеческие жертвоприношения.

Рыцари принялись крушить языческие святыни, и в разгар погрома из леса появился карельский шаман. Он проклял и захватчиков, и само капище, и все окрестные земли. Солдаты убили его и бросили тело в глубокую яму. С тех пор гарнизон Ландскроны не знал покоя: болезни, странные смерти и таинственные исчезновения людей преследовали шведов.

Через десять лет Торкель приказал найти местного колдуна, который сможет снять заклятие. Язычник велел привезти к месту разрушенного капища гранитные плиты, вырезал на них непонятные знаки и потребовал человеческих жертв.

Христианские завоеватели испытывали такой ужас от давнего заклятия, что согласились. Колдун самолично умертвил пятерых пойманных карелок, их трупы бросил в яму, где покоились останки шамана, а сверху в особом порядке расположили гранитные плиты.


Шведов строго предупредили, что нарушать могилу нельзя – иначе дух шамана вырвется наружу и каждый третий год каждого десятилетия будет собирать кровавую жатву.

У карельских колдунов считается самым страшным умереть, не передав свои знания преемнику. Именно так и произошло с убитым шаманом, наложившим заклятие. Оно оказалось таким сильным, говорил шведам колдун, что его нельзя снять, а можно только «запечатать».

Но, к сожалению, в 1923-м году строители теплотрассы не знали ни об истории Ландскроны, ни о тайне древнего заклятия.

В середине XVIII века в соответствии с замыслом великого градостроителя А.В.Квасова был прорыт канал от Екатерингофки до Лиговского канала (сейчас Лиговский проспект). Проект Обводного канала принадлежит инженеру Л.Л.Карбонье. Со стороны города канал был укреплен валом, как оборонительный объект. Первоначально канал был задуман как городской ров для пограничных и таможенных целей. Заставы, находящиеся при въезде в город, осуществляли паспортный контроль и досмотр товаров. Обводный канал также служил целям санитарной защиты на случай эпидемий.

Второй этап строительства Обводного канала начался по указу Александра I. Согласно новому проекту канал должен был представлять собой транспортную магистраль, соединяющую Неву и взморье, минуя центр города. В 1805 году инженером и генерал-лейтенантом И.К.Герардом начаты прокладка восточного участка Обводного канала, работы по расширению русла и донноуглубительные работы.

Строительству сопутствовали сложные инженерные проекты по засыпке части русла реки Волковки, сооружению каменного моста в месте пересечения с Лиговским каналом, устройство нового русла реки Монастырки. Работы были прерваны Отечественной войной 1812 года и продолжены в 1816-1821 годах под руководством инженеров П.П.Базена и Б.П.Клапейрона. В октябре 1833 года Обводный канал был открыт для судоходства. Он представлял собой сложное для тех времен гидротехническое сооружение, с земляными откосами, укрепленными шпунтом, и булыжной бермой. Через канал были перекинуты деревянные и чугунные мосты, в том числе мост-акведук через Лиговский канал.

Обводный канал стал важной судоходной артерией города, берега канала стали активно застраиваться, по каналу осуществлялась транспортная доставка грузов к быстрорастущим промышленным предприятиям. При прокладке Николаевской и Царскосельской железных дорог через канал были перекинуты путепроводы. Строительство промышленных предприятий повлекло за собой застройку вокруг них рабочих кварталов и социальной инфраструктуры. Для предприятий промышленности канал служил как источником воды, так и коллектором, собиравшим сточные воды фабрик и заводов. Судоходство прекратилось в начале XIX века в связи с увеличением осадки судов.

Панорама Обводного каналаДальнейшее обустройство Обводного канала происходило уже в советское время. В 1930-х годах была проведена реконструкция канала под руководством архитектора К.М.Дмитриева и инженера И.Б.Тарасенко. Была проведена расчистка и углубление канала, берега канала от Ново-Калинкина до Балтийского вокзала и от Шлиссельбургского до Лиговского проспекта были укреплены бетонированной стеной и набережные были вымощены диабазом. В тот же период большинство деревянных мостов были заменены на более современные. Были возведены Шлиссельбургский, Ново-Калинкин и Ново-Петергофский мосты.

В послевоенный период продолжалось укрепление берегов и благоустройство набережных канала. В 1960 году поступило предложение засыпать канал и превратить его в автомагистраль, но предпочтение отдали проекту его дальнейшей реконструкции. Был сооружен подземный коллектор, новые набережные и мосты.

На сегодняшний момент через Обводный канал перекинут 21 мост, 2 моста — железнодорожные. В застройке набережных доминируют краснокирпичные заводы, с высокими дымовыми трубами, водонапорные башни, вокзалы и депо. Со временем Обводный канал перестал быть водной магистралью и превратился магистраль транспортную.

Кроме этого Обводный канал играет важную архитектурно-историческую роль, как характерный, промышленный район города. Многие здания по его берегам являются историческими памятниками, сам канал также имеет историческую ценность как сложное гидротехническое сооружение. Исторический интерес представляют такие здания как — здание бывшей Духовной академии, Измайловские провиантские магазины, комплекс казарм лейб-гвардии Казачьего полка, особняк Т.Дылева.

Во второй половине XVIII — начале XIX вв. построены Балтийский вокзал, Варшавский вокзал, церковь св.Мирония лейб-гвардии Егерского полка, церковь Воскресения Христова, корпуса фабрики Российско-Американской резиновой мануфактуры (ныне ПО«Красный треугольник»), Дом просветительных учреждений.

Обводный канал был задуман как дамба, защита города от наводнений, но так как природа наводнений в те времена была еще мало изучена, свое предназначение канал так и не выполнил. Сегодня Обводный канал это часть жизни и настроения Санкт-Петербурга.

Санкт-Петербург величественный город на Неве. Но не только эта река является водным украшением города, в их число также входят различные каналы. Одним из них является Обводный канал. История его создания, позволит нам вновь совершить путешествие в прошлое.

Расположение

Обводный канал начинает свой путь с места, где располагается знаменитая Александро-Невская Лавра. Завершением пути является река Екатерингофка. Общая протяженность канала составляет 8,08 километра, ширина варьируется от 21 до 42 метров. При всей данной характеристики, глубина канала достигает максимум 2 метра.

На южной стороне канала расположено большое множество исторических достопримечательностей. Поэтому канал со временем стал условной границей в исторической части Петербурга.

История

Строительство канала было начато в 1769 году по проекту Льва Львовича Карбонье, и завершилось в 1780 году.

Первоначально водоем именовался как «Городской канал», затем его переименовали в «Городовой канал» после этого ему было дано имя «Новый канал».

Когда на престол вступил Александр Первый начался самый главный этап в строительстве канала. Государь приказал построить такой водоем, который бы смог выполнить функции транспортной магистрали, а также соединить Неву с взморьем. Новый канал соответствовал всем требованиям Александра Первого. Он своими водами с южной стороны «обводил город», а также служил в качестве границы.

Основное предназначение канала послужило основой для нового имени, и так на страницы истории вошел Обводной мост.

В 1805 году по проекту Ивана Кондратьевича Герарда было начато расширение существующего русла, а также прокладка участка канала с восточной стороны. Торжественное открытие моста для судоходства состоялось в 1833 году в октябре месяце.

Достопримечательности

Гуляя по набережной со стороны Александро-Невской Лавры можно увидеть множество архитектурных комплексов. В их число входят Хлебные амбары 19 века, здание бывшей Духовной Академии, на сегодняшний день в нем разместился Ленинградский техникум физкультуры и спорта. Прогуливаясь дальше можно увидеть дом под номером 17 здесь располагается Духовная Академия и Семинария.

В доме под номером 19 расположена типография имени первого российского печатника Ивана Федорова. Здесь в изготовлении печатной продукции использовались высочайшего качества бумаги и чернила. Поэтому именно этой типографии было дано право поставлять печатную продукцию во Двор его Императорского величества.

На правом берегу вдоль набережной расположена Крестовоздвиженская церковь 18 века. Еще одной яркой достопримечательностью является церковь Воскресения Христа.

Мосты

Первая переправа перекинутая через Обводный канал была построена в середине 19 века. Пролетное строение было полностью сделано по проекту американского инженера Уильяма Гау. Поэтому, было принято решение именовать новую переправу «Американский мост». Мост прослужил Петербургу до 1880 года.

На месте старого моста было решено построить новый трехпролетный автогужевой мост. К 1914 году замысел был осуществлен. Время шло, на переправу оказывалось большое давление, и в 1932 году был проведен капитальный ремонт моста. В 1940 году в Петербурге появился Атаманский мост. Рядом с мостом располагалось множество зданий бывших казарм лейб-гвардии Атаманского полка. Этот факт, сыграл ключевую роль в новом имени переправы.

С 1972 по 1975 года шло строительство нового железобетонного, однопролетного Атаманского моста. После завершения строительный работ, общая длина моста составила 39,5 метров, а ширина 37,7 метра.

Балтийский пешеходный мост был выстроен в 1957 году. Свое историческое название он получил благодаря расположенному недалеко Балтийскому вокзалу. Длина переправы составляет 33 метра, а ширина 4,5 метров.

Борисов мост соединяет две промышленный зоны Петербурга. Когда-то в этой части набережной располагались два дома купца Борисова. Поэтому было решено назвать переправу его именем. В 1928 году мост состоял из пяти пролетов, и имел балочную конструкцию.

В 1989 году мост был полностью реконструирован и стал металлическим. После завершения строительства длина моста составила 33,1 метр, а ширина 3,5 метров.

Боровой мост был построен в 1881 году. Первоначально переправа именовалась Андреевским мостом. Затем в 1961 году мост был полностью перестроен, и получил имя Боровой мост, из-за расположенной недалеко одноименной улицы. Длина переправы составляет 38 метров, ширина 18,5 метров.

Строительство Варшавского моста было начато в 1869 и завершилось в 1870 годах. Переправа была металлическая на каменных опорах. Название мост получил благодаря расположенному недалеко Варшавскому вокзалу. В 1908 по 1910 года мост подвергся реконструкции. После ее завершения ширина моста была увеличена с 22,1 до 30,6 метров. В начале 20 века по переправе были проложены трамвайные пути, но они были убраны в 2007 году во время очередной реконструкции моста.

В створе Серпуховской улицы первая переправа появилась в 1830 году. Она была построена «Обществом освещения газом», поэтому именовалась как «Газовый мост». Первоначально мост был построен в виде простой деревянной конструкции. В 1920 году переправу реконструировали, и теперь она представляла собой трехпролетную переправу с металлическими балками. В 1933 году была проложена теплотрасса 1-й ГЭС. Статус пешеходного моста был получен в 1946 году. В 1984 году мост был полностью разобран, а на его месте построили новую однопролетную переправу.

Ипподромный мост был построен в 1944 году в створе Подъездного переулка. Название он получил благодаря расположенному недалеко Ипподрому. В 1968 году переправа стала металлической. Общая длина моста составляет 26,8 метров, ширина 3 метра.

Лейхтенбергский мост появился в 1914 году. Рядом с переправой располагались заводы герцога Лейхтенбергского, поэтому было решено назвать мост его именем. В 1925 году переправа обветшала и была полностью разобрана. В 1957 году началось строительство новой переправы, через год был создан металлический мост, его именовали в честь событий 1917 года. Так в жизнь города вошел «Краснооктябрьский мост». Длина переправы составляет 32,44 метра, а ширина 18,8 метров.

Митрофаньевский мост был построен в 2007 году. Свое название переправа получила в 2008 году, в честь расположенному одноименному шоссе.

Можайский мост был создан в 1984 году. Общая длина моста составляет 30,5 метров, ширина 27,3 метра.

В створе Старо-Петергофского проспекта первая переправа появилась в 1836 году. В 1866 году мост подвергся капитальному ремонту, а 1876 году был полностью перестроен. В 1930 году на месте моста была построена новая переправа. Название было дано «Ново-Калинкин мост». Общая длина составила 34 метра, ширина 22,85 метров.

Строительство Ново-Каменного моста было начато в 1967 году и завершилось в 1970. Длина составляет 38,2 метра, ширина 44,8 метров.

Ново-Петергофский мост был построен в 1932 году. Длина моста составляет 32,5 метров, ширина 23,26 метров.

Ново-Московский мост был сооружен в 1816 году. Именно этот мост, был первой постоянной переправой, перекинувшийся через Обводный канал. В 1908 году из-за большой транспортной нагрузки, мост пришлось реконструировать. С 1941 по 1947 года шли строительные работы по увеличению ширины моста. Еще одна реконструкция была произведена с 1965 по1967 годы. Длина моста составляет 29,7 метров, ширина 47 метров.

Предтеченский мост был построен в 1887 году. В 1914 году переправа была перестроена в трехпролетный мост. Реконструкция моста была произведена в 1963 году. Длина переправы составляет 47,7 метров, ширина 27 метров.

В 1905 году был построен Рузовский мост . Во время Ленинградской блокады, переправа была полностью разобрана на дрова. В 1961 году мост был полностью восстановлен. Реконструкция моста была произведена в 1985 году. Властями города было решено оставить мост деревянным, таким образом, он является единственной деревянной переправой перекинувшийся через Обводный канал. Длина составляет 30,5 метров, ширина 27,3 метра.

Таракановский мост был построен в 1975 году. Длина составляет 33,5 метров, ширина 3,5 метра.

Заводской мост был построен в 1820 году. Так получилось, что переправа была неоднократно переименована. Так, например с 1849 по 1862 года мост именовался «Ново-Архангельским», затем до 1885 года носил имя «Архангельский мост», далее на страницах истории он именуется как «Архангелогородский мост» с таким названием он проходил до 1920 года. На сегодняшний день жители города знают его как «Шлиссельбургский мост». Длина переправы составляет 34,8 метров, ширина 24 метра.

Легенды

Петербург богат различными мифами и легендами. Одним из самых страшных легенд богат Обводный канал. В 1923 году во время строительство канала, были обнаружены могильные плиты с надписями. Когда их раскопали, то под ними обнаружили останки древних захоронений 11/12 веков. Найденные плиты были использованы при строительстве Лиговского проспекта, останки тел, были просто увезены на свалку. Археологи предупреждали, что это идея плохая, но их мнение не было услышано. В этот же год 89 человек покончили самоубийством в этом канале. В течении последующих 9 лет, ничего не происходило. Но уже в 1933 году 107 человек решили покончить с жизнью в водах Обводного канала. Те, кому удалось спастись утверждали, что их звал к себе какой-то голос из воды. Кто-то рассказывал, что неведомая сила толкнула их в воду.

В карельских преданиях цифра «3» несет в себе мистическое начало и является одним из главных колдовских символов. Статистика по другим годам неизвестна, но у местных жителей канал по-прежнему является одним из мистических мест в Петербурге.

Эпилог

С момента создания канала, прошел не один рубеж времени, и утекло немало воды, но он все же остался прежним рабочим сердцем Петербурга. Без Обводного канала история Великого города имела бы не одну пустошь на страницах своей истории.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама