THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Этот клон Ардуино предлагает специальный бутлоадер, который позволяет заливать прошивку через USB, без использования внешних компонентов типа ST-Link или USB-UART переходника.

Сегодня мне понадобилось поработать с голым контроллером из-под CooCox и без stm32duino. Но вот в чем проблема. Даже простая моргалка лампочкой влитая через этот бутлоадер не работает.

Давайте разбираться. Возможно, мои выкладки покажутся кому-то банальностью. Но я только начинаю изучать контроллеры STM32 и на поиск проблемы убил как минимум полдня. Вдруг эта статья сократит кому-то время разработки.

Я ничего не имею против ST-Link и других отладчиков. Но в моем готовом устройстве его не будет, но точно будет USB. Почему бы сразу не заложить возможность обновлять прошивку через USB? Лично я нахожу этот способ удобным. тем более что все равно у меня уже подключен шнурок по которому идет питание и USB Serial.

Давайте посмотрим как работает бутлоадер. Для начала на примере контроллеров AVR. Почему я о нем вспомнил? Я переходил с Arduino и подсознательно ожидал такого же поведения. Но в STM32 оказалось все по другому. Потому хочу рассказать о разнице этих двух микроконтроллеров.

Итак. В микроконтроллерах AVR ATMega под бутлоадер можно зарезервировать некоторое количество памяти ближе к концу флеша. С помощью fuse битов можно регулировать с какого адреса будет стартовать программа. Если бутлоадера нет - программа стартует с адреса 0x0000. Если бутлоадер есть - он запускается с некоторого другого адреса (скажем, в ATMega32 с 0x3C00, если размер бутлоадера выбран 2к).

Когда бутлоадер сделал свои дела он передает управление основной программе с адреса 0x0000. Т.е. программа всегда стартует с адреса 0x0000. Компилятор и линковщик работают с учетом того, что код будет находится в начале адресного пространства.

В микроконтроллерах STM32 все не так. Все программы стартуют с адреса 0x0800000. Бутлоадер не является чем-то таким особенным. Это такая же программа, которая стартует с того же самого начального адреса. В процессе работы бутлоадер может принять прошивку (через USB или UART, считать с флешки, принять со спутника, достать из подпространства, whatever...) и записать ее по адресам выше чем находится сам загрузчик. Ну и, конечно же, в конце своей работы передать управление основной программе.


Так вот при компиляции прошивки нужно знать куда же бутлоадер запишет прошивку и соответствующим образом скорректировать адреса.

На этом с теорией все. Переходим к практике. Ниже пошаговая инструкция как прикрутить USB загрузчик к микроконтроллерам серии STM32F1xx, а может быть и к некоторым другим тоже.

Есть, правда, некоторые ограничения по схемотехнике. Тут я, к сожалению, не силен. ЯТП нужен подтягивающий резистор 1.5к для порта PA12 (он же USB D+). Это позволяет загрузчику в нужные моменты времени подключаться и отключаться от USB.

  • Теперь микроконтроллер готов ппрошиваться через USB загрузчик. Но ведь еще нужно саму прошивку подправить. А сделать нужно 2 вещи:
    • Указать линкеру стартовый адрес. В CooCox это делается в настройках проекта, вкладка Link, раздел Memory Areas, Адрес IROM1 Start Address. Бутлоадер занимает первые 8 килобайт, значит стартовый адрес прошивки будет 0x0800000 + 0x2000 = 0x08002000. Поле Size, наверное, тоже стоит уменьшить на 8к.
    • Где нибудь вначале программы перед инициализацией периферии сделать вызов

      NVIC_SetVectorTable(NVIC_VectTab_FLASH, 0x2000);

      UPDATE 17.05.2018: В современной версии STM32Cube функции NVIC_SetVectorTable() нет. Вместо этого можно в файле system_stm32f1xx.c (или аналогичного для другого микроконтроллера) исправить дефайн VECT_TAB_OFFSET

  • Заливатор прошивки можно взять из проекта stm32duino . В директории tools ищите скрипт под называнием maple_upload. Я пользовал только виндовую версию - maple_upload.bat.
  • Запускать так:

    "maple_upload.bat" COM20 2 1EAF:0003 "Path\To\Firmware.bin"
    Вместо COM20 нужно подставить свой порт куда прицепился микроконтроллер.

    Заливатор штука очень нежная, относительных путей не любит. так что путь к прошивке нужно указывать полностью.

    1EAF:0003 - это VID и PID

    2 - это параметр AltID, который указывает что прошивку нужно заливать по адресу 0x08002000 (читать ).

  • Еще чуток нюансов. Перед тем как заливать прошивку нужно запустить бутлоадер. Самый простой способ - нажать кнопку ресет. После этого запустится загрузчик и несколько секунд будет ждать прошивку. Если в этот момент никто не запустил maple_upload, загрузчик передаст управление основной прошивке.

    Из-за этого может возникнуть неудобство. Если микроконтроллер заглючил и повис, то он уже не слушает порт. Следовательно он не может услышать ключевую последовательность и перегрузиться в бутлоадер. Тогда только ресет в помощь.

    На этом все. Надеюсь моя статья прольет свет на то, как работает загрузчик в STM32 и как можно загружать прошивку через USB порт. К сожалению порог вхождения по прежнему высок, но вдруг кому-то моя статья поможет его преодолеть.

    Любой микроконтроллер stm32 можно прошивать через USART_1 и другие интерфейсы, подробно смотрите в . Для этого в МК есть специальный системный загрузчик, который зашивается в System memory (спец. область памяти) на этапе производства, его нельзя удалить или изменить. Это загрузчик инициализируется путём «подтягивания» пина BOOT_0 к «плюсу», после чего он ожидает поступления прошивки.

    Через USART можно загружать любые.bin или.hex файлы.

    Описание сделано на примере платы Blue Pill , однако всё сказанное справедливо для любого stm32 .

    Фирменные платы типа Discovery и Nucleo тоже можно прошивать через USART.

    Для работы потребуется USB to UART конвертер…

    Если такой штуковины нет, то есть два варианта превращения ардуины в конвертер…

    превращение

    1 . Замкнуть RESET на GND (может не прокатить) .
    2 . Загрузить в неё вот такой незамысловатый скетч:

    Void setup() { pinMode(0, INPUT); pinMode(1, INPUT); } void loop() {}

    Чтобы проверить работает ли ардуина в качестве конвертера, замкните RX и TX, откройте и отправьте какие-нибудь символы. Если они вернулись, значит всё работает.

    Перед прошивкой необходимо подтянуть пин BOOT0 к «плюсу», это переведёт МК в режим «системного бутлоадера». На описываемой плате это осуществляется перестановкой джампера…

    Если плата фирменная

    На фирменных платах (Discovery, Nucleo) тоже нужно подтянуть пин BOOT0 к плюсу, но просто так это сделать не получится. Возьмите схему вашей платы и найдите там соответствующие перемычки…

    Искать надо что-то вроде этого:

    Не помню от какой платы эта схема, но суть такая: в данном случае пин BOOT_0 подтянут к «минусу» через резистор R16 и перемычку SB16. Если убрать перемычку SB16, то пин подтянется к «плюсу» через резистор R17 и можно прошивать. После прошивки надо вернуть всё на место.

    Перемычка может выглядеть как резистор.

    Соединяем конвертер и STM следующим образом…

    картинка

    Конвертер RX <-> PA9 STM
    Конвертер TX <-> PA10 STM
    Конвертер GND <-> GND STM

    … и подключаем конвертер и STM к компьютеру.

    Инструкция по прошивке для

    Если хотите, можете взять с сайта ST (в самом низу страницы).

    Нажмите Reset на плате.

    Перейдите в папку Flash Loader Demonstrator и запустите Flash Loader Demonstrator.exe

    Выбираем СОМ-порт конвертера и жмем Next ...

    WARNING Remove Protection (защита от записи)

    Такое сообщение…

    … означает, что плата, залочена. Ничего страшного нет, просто снимите защиту кнопкой Remove protection и следом нажмите ОК .

    Защита снята.


    Если выдаёт ещё какие-то ошибки, то либо не нажали Reset, либо что-то с конвертером.

    Если светофор даёт зеленый свет, то смело жмите Next ...

    Жмем Next ...

    В пункте Download to device указываем путь к нужному.bin или.hex файлу и жмем Next ...

    Всё готово, верните джампер в исходное положение и нажмите Reset.

    Инструкция по прошивке для

    Скачайте и распакуйте куда-нибудь.

    Из папки соответствующей вашей ОС скопируйте файл stm32flash в домашнюю папку.

    Эта утилита есть в репах ubuntu, в других дистрах не знаю, поэтому выкладываю.

    Перед прошивкой всегда нажимайте Reset на плате.

    В терминале дайте команду:

    ./stm32flash -w /home/dima/myfile.bin -v -g 0x0 /dev/ttyUSB0
    Название и путь к файлу у вас будет свой. HEX-файлы тоже можно прошивать этой утилитой.

    Если будет ругаться на права, тогда дайте команду…

    Sudo chmod 777 /dev/ttyUSB0

    … или запускайте утилиту через sudo .

    Защита от записи

    Если появилось вот такое сообщение…

    … тогда дайте по очереди две команды:

    ./stm32flash -u /dev/ttyUSB0 ./stm32flash -k /dev/ttyUSB0

    Первая снимает защиту от записи, вторая от чтения.

    Если у Вас стоял ардуиновский загрузчик, то он будет затёрт, чтоб его востановить просто залейте описанным выше способом этот

    Допустим вы выпустили на рынок своё устройство и опасаетесь того, что кто-то начнёт его копировать… Действительно - достаточно подключиться программатором к нашему устройству и считать прошивку, например, через утилиту ST-Link Utility (Target Connect ).

    Конечно можно просто оторвать ножки микроконтроллера… но разработчики ST Microelectronics предлагают альтернативу получше. У всех МК есть система защиты (read out protection). Суть её крайне проста - если в специальном регистре (Option bytes) установлено определённое значение - то возможность отладки и считывания прошивки отключается. В таком режиме у вас также пропадёт возможность перепрошивки МК. Разумеется, эту защиту можно отключить, поменяв значение в регистре Option bytes, однако в таком случае память программы будет затёрта, а значит её никто не сможет скопировать.

    Поменять значение в регистре можно при помощи всё той же ST-Link Utility, Target Option Bytes… Read out protection ENABLE .


    Отключить, соответственно, можно аналогичным способом. Это не совсем удобно, если устройств много. Можно включить защиту программно.

    Для реализации защиты удобно воспользоваться стандартной библиотекой периферии, а конкретно stm32f10x_flash.c содержит необходимую нам функцию. Сам регистр, а также работа с флеш-памятью описана в документе . Однако перед этим вспомним как реализована защита многократного включения заголовочных файлов. Мы использовали такие директивы препроцессора как:

    • #define - директива указывает препроцессору заменять строку в файле, однако если аргумент (то что стоит в конце) не указывается сам идентификатор (то что по середине) остётся в системе и может быть проверен другими директивами (т.е. можно написать условие, при котором определённый код будет выполняться или наоборот);
    • #ifndef - директиву можно прочитать как «если не определенно», однако нам больше подойдёт другая #ifdef - «если определенно»;
    • #endif - директива указывающая конец условия.

    Создадим идентификатор, который будет говорить, что данная сборка финальная. Пока данная строка закомментирована - код помещённый между #ifdef и #endif выполняться не будет.

    //#define RELEASE

    При конечной сборке достаточно просто раскомментировать строчку и прошить устройство.

    #ifdef RELEASE // code here #endif

    А теперь к самой сути. Мы уже разбирались как работать с внутренней флеш-памятью микроконтроллера. Перед записью битов защиты необходимо разблокировать доступ к памяти, затем необходимо произвести нужные операции и снова заблокировать доступ. Получается следующее:

    #ifdef RELEASE #warning "Protection is ON. Debug is OFF" if (FLASH_GetReadOutProtectionStatus() == RESET) { FLASH_Unlock(); FLASH_ReadOutProtection(ENABLE); FLASH_Lock(); } #endif

    Сегодня мы будем защищать прошивку на stm32 от считывания кул-хакерцами. Дабы не тянуть резину, вот кусок кода:

    #ifdef NDEBUG if (FLASH_GetReadOutProtectionStatus() == RESET) { FLASH_Unlock(); FLASH_ReadOutProtection(ENABLE); FLASH_Lock(); } #endif

    Как не сложно догадаться, кусок использует библиотеку от stm. Такой кусок кода использовать очень удобно - контроллер сам устанавливает свою защиту при первом запуске, а первый запуск легко организовать после прошивки. Вот она, свобода от тирании фьюзов!

    Да, я знаю, насчет холивора насчет «библиотека vs непосредственное обращение к регистрам». Моя позиция тут такова - если нужна большая скорость, или осталось совсем мало памяти, но нужно непосредственное обращение к регистрам. Если и скорость не важна и памяти много, лучше использовать библиотеку - так программа пишется быстрее и получается более читаемая.

    Снять защиту
    Контроллер то мы защитили. Но вот беда - нужно поправить нашу программу, а при установленной защите ничего с контроллером сделать нельзя - ни прочитать ни записать. Как снять защиту? Сразу предупреждаю - ребята из ST все сделали правильно и вместе с защитой уничтожается вся прошивка.

    Для снятия защиты нам понадобится программа st-link utility. Скачать ее можно .

    Запускаем программу и выбираем вот этот пункт, либо просто жмем ctrl-b:

    В поле «состояние защиты от чтения выбираем выключено». И нажимаем кнопку Apply:

    Вместе с битом защиты стирается и вся память:

    Защищайтесь, мы за безопасный эмбед.



    В своем проекте я использую микроконтроллер STM32F103C8 и фреймворк stm32duino . Этот клон Ардуино предлагает специальный бутлоадер, который позволяет заливать прошивку через USB, без использования внешних компонентов типа ST-Link или USB-UART переходника.

    Сегодня мне понадобилось поработать с голым контроллером из-под CooCox и без stm32duino. Но вот в чем проблема. Даже простая моргалка лампочкой влитая через этот бутлоадер не работает.

    Давайте разбираться. Возможно, мои выкладки покажутся кому-то банальностью. Но я только начинаю изучать контроллеры STM32 и на поиск проблемы убил как минимум полдня. Вдруг эта статья сократит кому-то время разработки.

    Я ничего не имею против ST-Link и других отладчиков. Но в моем готовом устройстве его не будет, но точно будет USB. Почему бы сразу не заложить возможность обновлять прошивку через USB? Лично я нахожу этот способ удобным. тем более что все равно у меня уже подключен шнурок по которому идет питание и USB Serial.

    Давайте посмотрим как работает бутлоадер. Для начала на примере контроллеров AVR. Почему я о нем вспомнил? Я переходил с Arduino и подсознательно ожидал такого же поведения. Но в STM32 оказалось все по другому. Потому хочу рассказать о разнице этих двух микроконтроллеров.

    Итак. В микроконтроллерах AVR ATMega под бутлоадер можно зарезервировать некоторое количество памяти ближе к концу флеша. С помощью fuse битов можно регулировать с какого адреса будет стартовать программа. Если бутлоадера нет - программа стартует с адреса 0x0000. Если бутлоадер есть - он запускается с некоторого другого адреса (скажем, в ATMega32 с 0x3C00, если размер бутлоадера выбран 2к).


    Когда бутлоадер сделал свои дела он передает управление основной программе с адреса 0x0000. Т.е. программа всегда стартует с адреса 0x0000. Компилятор и линковщик работают с учетом того, что код будет находится в начале адресного пространства.

    В микроконтроллерах STM32 все не так. Все программы стартуют с адреса 0x0800000. Бутлоадер не является чем-то таким особенным. Это такая же программа, которая стартует с того же самого начального адреса. В процессе работы бутлоадер может принять прошивку (через USB или UART, считать с флешки, принять со спутника, достать из подпространства, whatever...) и записать ее по адресам выше чем находится сам загрузчик. Ну и, конечно же, в конце своей работы передать управление основной программе.


    Так вот при компиляции прошивки нужно знать куда же бутлоадер запишет прошивку и соответствующим образом скорректировать адреса.

    На этом с теорией все. Переходим к практике. Ниже пошаговая инструкция как прикрутить USB загрузчик к микроконтроллерам серии STM32F1xx, а может быть и к некоторым другим тоже.

    Есть, правда, некоторые ограничения по схемотехнике. Тут я, к сожалению, не силен. ЯТП нужен подтягивающий резистор 1.5к для порта PA12 (он же USB D+). Это позволяет загрузчику в нужные моменты времени подключаться и отключаться от USB.

  • Теперь микроконтроллер готов ппрошиваться через USB загрузчик. Но ведь еще нужно саму прошивку подправить. А сделать нужно 2 вещи:
    • Указать линкеру стартовый адрес. В CooCox это делается в настройках проекта, вкладка Link, раздел Memory Areas, Адрес IROM1 Start Address. Бутлоадер занимает первые 8 килобайт, значит стартовый адрес прошивки будет 0x0800000 + 0x2000 = 0x08002000. Поле Size, наверное, тоже стоит уменьшить на 8к.
    • Где нибудь вначале программы перед инициализацией периферии сделать вызов

      NVIC_SetVectorTable(NVIC_VectTab_FLASH, 0x2000);

  • Заливатор прошивки можно взять из проекта stm32duino . В директории tools ищите скрипт под называнием maple_upload. Я пользовал только виндовую версию - maple_upload.bat.
  • Запускать так:

    "maple_upload.bat" COM20 2 1EAF:0003 "Path\To\Firmware.bin"
    Вместо COM20 нужно подставить свой порт куда прицепился микроконтроллер.

    Заливатор штука очень нежная, относительных путей не любит. так что путь к прошивке нужно указывать полностью.

    1EAF:0003 - это VID и PID

    2 - это параметр AltID, который указывает что прошивку нужно заливать по адресу 0x08002000 (читать ).

  • Еще чуток нюансов. Перед тем как заливать прошивку нужно запустить бутлоадер. Самый простой способ - нажать кнопку ресет. После этого запустится загрузчик и несколько секунд будет ждать прошивку. Если в этот момент никто не запустил maple_upload, загрузчик передаст управление основной прошивке.

    Из-за этого может возникнуть неудобство. Если микроконтроллер заглючил и повис, то он уже не слушает порт. Следовательно он не может услышать ключевую последовательность и перегрузиться в бутлоадер. Тогда только ресет в помощь.

    На этом все. Надеюсь моя статья прольет свет на то, как работает загрузчик в STM32 и как можно загружать прошивку через USB порт. К сожалению порог вхождения по прежнему высок, но вдруг кому-то моя статья поможет его преодолеть.

    THE BELL

    Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
    Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
    Email
    Имя
    Фамилия
    Как вы хотите читать The Bell
    Без спама