THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Давайте рассмотрим, как мы воспринимаем мир. Какого рода информация поступает к нам. Всю совокупность поступающей к нам информации можно разделить на два источника: внешний мир и внутренний мир . Информация из внешнего мира – это информация, которая приходит к нам непосредственно из органов восприятия, т.е. зрения, слуха, осязания и т.д. Информация из внутреннего мира – это то, что мы представить внутренним взором, слухом или осязанием.

Для того чтобы было понятней, проведем такое очень простое упражнение. Просто посмотрите вокруг. Что вы видите прямо сейчас там, куда смотрите? Экран монитора, свои руки, может птицу за окном? Послушайте звуки, которые вы слышите прямо сейчас. Это может быть тиканье часов, шум от компьютера, звуки за окном и др. Почувствуйте, как вы ощущаете прикосновение одежды к вашей коже или то, какая сейчас температура в комнате. Просто сами ощущения, без попытки назвать или трактовать их. Съешьте конфету и во время еды ощутите ее вкус. Тоже, не надо называть его. Просто ощутите.

Все это была информация из внешнего мира. Теперь осознаем информацию из внутреннего мира. Здесь есть два способа: либо что-то вспомнить, либо что-то представить. Здесь так же, информация либо сама приходит к вам, либо вы ее создаете. Вспомните, как выглядит ваша машина, если она у вас есть. Если ее у вас нет, то представьте, какую машину вы бы хотели иметь. Когда вы это делаете, вы как бы видите внутренним взором какую-то картинку или фильм. При этом то, на что сейчас смотрят ваши глаза, вы можете не замечать. Это бывает, когда человек о чем-то задумается. Он как бы погружается в свой внутренний мир и не замечает, что происходит вокруг.

Скажите про себя «Мама мыла раму». Фактически звуков во внешнем мире не было, однако про себя вы их слышали. Возможно, вы можете вспомнить, как какие-то голоса приходили в вашу голову. Размышление о чем-то не вслух, создает внутренний диалог или монолог. Мелодия, засевшая в вашей голове. Это все примеры звуковой информации из внутреннего мира. Точно также вы можете вспомнить для себя вкус мандарина, или прикосновение любимого человека, или запах розы. Ни мандарина, ни розы сейчас, вероятно, при вас нет, но ощущение есть, и оно создано вами в вашем внутреннем мире.

Итак, есть два источника информации: внутренний мир и внешний мир. Любая информация для человека, как из внешнего, так и из внутреннего мира, может быть следующих видов:

  1. Зрительная : то, что я вижу или представляю зрительно
  2. Слуховая : то, что я слышу или представляю, как звук или слова
  3. Кинестетическая (ощущения тела, запахи, вкусы): то, что я сейчас чувствую или ощущаю.

Эти виды информации свойственны человеку. Через них он осознает мир. Однако если взять, например, перелетных птиц, то, говорят, что у них есть еще ощущение магнитного поля земли. Как они его ощущают, мы не можем знать, т.к. у нас этого канала информации нет. Т.е. каждое существо получает информацию из мира по каким-то каналам. У человека они одни, у других животных могут быть похожие или другие. Интересно, например, как амеба ощущает пищу. В любом случае, входящая информация как-то ощущается в субъективном опыте.

Вернемся к каналам человека. Конечно же, все каналы информации в текущий момент передают информацию. Все каналы одновременно передают нам информацию. Например, вы видите текст на дисплее, слышите шум машин за окном, говорите про себя о чем-то, ощущаете тяжесть в желудке, и т.д. Мы можете вспоминать события вчерашнего дня и при этом видеть на своем внутреннем экране людей, слышать их голоса и ощущать свое, например, негодование по этому поводу.

Другое дело, что не все каналы на данный момент осознаются, и не вся информация в канале сознается. Например, вы смотрите телевизор, но при этом не замечаете, как ощущения в своей правой руке или запаха табака или то, что при этом вы про себя комментируете события на экране. Человек не может одновременно все воспринимать.

То, что попадет в сознание, а что нет, определяют и .

Итак, графически каналы информации можно представить так:

Рассмотрим с этой позиции основные виды опыта человека:

1) Воображение и творчество : создание во внутреннем мире новых образов во всех каналах.

2) Память : воссоздание во внутреннем мире запомненной из внешнего мира информации из всех каналов.

3) Боль, наслаждение и другие ощущения тела

4) Чувства и эмоции : кинестетический канал внешнего мира.

5) Интуиция : кинестетический канал внутреннего и внешнего мира.

6) Размышления : аудиальный и визуальный каналы внутреннего мира.

Вся отфильтрованная информация в итоге попадает в наше сознание, где мы ее и воспринимаем. Это создает наш опыт и осознание жизни в текущий момент времени.

Русская модель эффективного соблазнения Богачев Филипп Олегович

Глава 40. Восприятие и передача информации. Естественные механизмы обработки информации

Зато я нюхаю и слышу хорошо…

Из «садистского» стишка

Мы всегда, каждую секунду жизни, получаем гигантские объемы информации. Мы живем внутри информации, мы живем информацией, и информационный голод – первая причина, почему люди сходят с ума в одиночных заключениях. Но информации на этом свете в несколько раз больше, чем мы можем обработать. Мало того, этой информации во много раз больше, чем необходимо человеку. Еще более удивителен тот факт, что даже не всю информацию из этого мира мы можем воспринять. Например, с помощью нашего зрения мы можем видеть очень узкий спектр магнитного излучения, который называется светом, наши уши слышать звук частотой от двадцати до двадцати тысяч герц, с помощью наших чувств мы можем воспринимать разницу температур около ста градусов, а вес в две тысячи или две тысячи два килограмма мы не различаем, потому что не можем поднять и взвесить.

Ну что же, начнем с начала. Есть мир, есть информация, есть человек. И это хорошо. От внешнего мира к человеку поступает непрерывным потоком информация, которая воспринимается одновременно по 5 каналам восприятия: Зрение, слух, ощущениями, на запах и вкус. Тут в дело вступают физиологические ограничители, о которых написано в предыдущем абзаце, и после этого персональные особенности органов чувств каждого конкретного человека. Я думаю, что ты прекрасно знаешь, что среди двух людей один может лучше различать запахи, а другой лучше видеть на дальних расстояниях. Кстати, способности к восприятию, то есть чувствительность органов чувств (простите за тавтологию) очень просто развивается на протяжении нескольких месяцев упражнений.

После этого в дело вступает самый главный внутренний фильтр – эмоциональный. То есть мы пропускаем информацию через наше состояние, и наше состояние может легко блокировать доступ к любому потоку информации. Бывает так, что человек полностью уходит в себя, сидя в глубинных переживаниях, и на внешние раздражители не реагирует. Кроме этого, мое наблюдение показывает, что чем выше интенсивность эмоции (не важно, комфортная она или нет), тем хуже информация воспринимается. Запоминается не то, что конкретно человек говорил, а ощущение от разговора, запоминается не ландшафт конкретного места на природе, а запоминается эмоции, которые переживались в этом месте. Думаете, просто так люди изобрели фотографию и картины? Конечно, нет. Они их создают для быстрого доступа к эмоциям.

Вы думаете, что после эмоционального фильтра слова записываются в память ровно так же, как я сейчас набиваю этот текст на своем компьютере? Конечно же, нет. Фильтры только начинают работать. Этих фильтров еще очень много, и подробнее я их опишу в следующих главах, а пока расскажу о фильтре наших интересов. Чуть позже я назову его фильтром убеждений, но это совершенно не важно. Важно то, что из всего на свете человек обращает внимание и запоминает то, что связано с его интересами, то, что ему интересно. Боксер из посещения ресторана запомнит, кто кому и как дал по морде, гурман оценит вкус блюд, сомелье долго будет рассказывать, какие там вина, ну а девушка запомнит того парня, который после этого ресторана провел с ней ночь.

И последний из фильтров на получение информации – память. Наша память бывает кратковременной и постоянной, и все на свете мы не запоминаем, потому что такой поток мусора нашему многострадальному мозгу совсем не нужен. Мы запоминаем то, что продержалось в нашей краткосрочной памяти некоторое время, обычно около полуминуты. После этого информация переходит в долгосрочную память, где и останется. И этот фильтр не такой последовательный. Он действует одновременно со всеми остальными.

Хорошо, если тут нет докторов наук и прочих умных людей, я закончу этот описательный момент нашей психики, и перейду к сугубо прагматическому использованию. То есть, что с этими фильтрами делать, как менять, как использовать и что в использовании бывает более эффективно. Начали.

Из книги Русская модель эффективного соблазнения автора Богачев Филипп Олегович

Глава 43. Эмоциональный фильтр восприятия информации В этой главе мы будем говорить про восприятие мира через наши эмоции. Вернее, про твое восприятие мира через твои эмоции. Глава будет короткой, но результативной. Итак, у нас есть 2 эмоционального фильтра – один стоит на

Из книги Тем, кто верит в чудо автора Чумак Аллан

Сила информации Экстрасенсорное исцеление, то есть энергоинформационное взаимодействие целителя и пациента, материально: оно изменяет работу внутренних органов больного человека, структуру тканей его организма, состав крови. «Сила информации» - физическая

Из книги Прикосновение к будущему автора Лазарев Сергей Николаевич

Из книги Основы физики духа автора Скляров Андрей Юрьевич

Глава 3. Связь энтропии, информации, эволюции и закона перехода количества в качество. «Информация представляет собой меру организации системы». Философский словарь Практически во всей литературе, так или иначе касающейся «аномальных явлений», отмечается, что в этих

Из книги Ванга. Чудесные исцеления и феномен ясновидения автора Некрасова Ирина Николаевна

Глава 12. Процесс преобразования информации в мотивы поведения человека. Сходство его закономерностей с законами механики. «Источник блаженства не вне, внутри нас…» Л.Толстой, «Война и мир» В психологии действие как внешних, так и внутренних причин того или иного

Из книги Сокровенное знание. Теория и практика Агни Йоги автора Рерих Елена Ивановна

Глава 17. Потребность в информации. Прием и обработка информации человеком. Красота и гармония через призму устройства души человека. «С минуту он сидел в задумчивости, пробуя пальцами зубы, затем медленно прошелся взглядом по замершей толпе. Нехороший у него был взгляд -

Из книги Физика веры автора Тихоплав Виталий Юрьевич

Глава 5 ОБЩЕНИЕ С УМЕРШИМИ. МОГЛИ ЛИ ОНИ БЫТЬ НОСИТЕЛЯМИ ИНФОРМАЦИИ? Общение с духами умерших называют спиритизмом. Человека, который вызывает духов и может общаться с ними, называют медиумом. Общение может происходить по-разному: духи проявляют себя, двигая столик, с

Из книги Письма Махатм автора Ковалева Наталия Евгеньевна

Глава 6 МЕТОД БАНГИ. САХАР КАК СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ТАКТИЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ О СОСТОЯНИИ ОРГАНИЗМА Я – перила моста на стремительном потоке: держись за меня, кто может за меня держатся. Но вашим костылем не служу я. Так говорил Заратустра. Ф. Ницше Самым удивительным в практике

Из книги Взаимодействие с силой автора Скогорев Дмитрий Викторович

Необходимость ментальной дисциплины. Восприятие информации Тонкого Mира 23.11.37 Прочла страницу в указанной Вами книге. Понимаю, что под словами «выключить действие ума» автор хочет сказать, что нужно остановить беспорядочный наплыв мыслей, который мешает нам уловить

Из книги Картина мира в представлении спецслужб от мистики до осмысления автора Ратников Борис Константинович

Духовно-телепатическое восприятие информации Передача текстов учений сотрудникам Великих Учителей Суть духовного Общения с Учителями Шамбалы 08.03.38 Спиритуализм предполагает общение исключительно с духами, перешедшими за черту, наше же Учение исходит от Учителя,

Из книги Окно в невидимый мир, или Как управлять знаками судьбы автора Полынцова Виолетта

3.1. ОБ ИНФОРМАЦИИ Информация есть информация, а не энергия и не материя. И. Винер- "Кибернетика" 26 ноября 1997 года в Москве состоялось заседание Шестого Международного Форума Информатизации (МФИ-97), организованного Международной Академией Информатизации под эгидой ООН (57, с.

Из книги Азбука экстрасенса автора Норд Николай Иванович

[Восприятие Кут Хуми информации из астрального света и сознаний других людей] Цитаты из Теннисона? В самом деле, я не в состоянии сказать. Какие-нибудь случайные строки, подобранные в астральном свете или в чьем-либо мозгу и запомнившиеся. Я никогда не забываю того, что

Из книги автора

Из книги автора

Глава XXI. Некоторые психологические аспекты получения информации нетрадиционным путем (зарубежный опыт) Возможности науки и техники в настоящее время позволяют создавать средства и методы скрытного дистанционного воздействия на системы управления живых

Из книги автора

Глава 1 Чужой опыт, или Как извлекать пользу из

Из книги автора

Информация. Восприятие информации из Вселенной В Библии сказано, что прежде всего сущего было Слово. И Слово это было Богом.В наше время летописцы Библии выразились бы несколько иначе: вначале была Информация. И посему ныне можно сказать так: Вселенной и человеком правит

Если что-то вас особенно волнует, велика вероятность того, что вы станете воспринимать только ту информацию, которая имеет непосредственное отношение к предмету вашего интереса, и будете склонны игнорировать или не замечать все остальное.

Таким образом, эмоциональное состояние может влиять на восприятие и передачу сообщений, что прямо связано с адекватностью их оценки.

Как бы вы к этому ни относились, половая принадлежность играет большую роль в коммуникативном процессе. Известно, что структура мозга у мужчин и женщин неодинакова, и это отражается на их манере общения. Приведем следующие примеры.

У мужчин вербальная и визуальная сферы в меньшей степени связаны друг с другом, чем у женщин, которые обладают способностью лучше соединять вербальную информацию с визуальной. Это говорит о том, что мужчине легче сконцентрироваться на деталях, а ж енщине проще увидеть ситуацию в целом.

У мужчин более активны центры агрессии, в то время как женщины более мягки и доброжелательны. Поэтому мужчинам в большей степени присущ дух соревнования, а женщины в процессе общения легче идут на контакт.

Мужчины и женщины по-разному воспринимают и оценивают сказанное. Если мужчина говорит «Я тебе помогу», это значит, что он согласен оказать вам практическую, действенную помощь – одолжить машину, занять денег или, отложив все свои дела, заняться вашими. Когда то же самое говорит женщина, в большинстве случаев она подразумевает готовность поддержать морально, посоветовать что-либо или выразить сочувствие. Это различие может породить непонимание.

Итак, принадлежность к тому или иному полу может в значительной степени влиять на восприятие и оценку информации в процессе общения.

Делаем выводы

Не всегда просто убедиться в том, что ваше общение полноценно. Правильно оценить его поможет понимание того, как люди воспринимают, хранят и обрабатывают информацию, как формируется мысль и как она преобразуется в высказывание.

Очень интересно наблюдать за тем, как в речи человека проявляются его индивидуальные особенности.

Нелишним будет повторить и что интерпретация события разными людьми всегда будет разной. Особенности восприятия, эмоции и половая принадлежность играют большую роль в том, как человек воспринимает и обрабатывает информацию.

Все перечисленные факторы не только по-разному влияют на людей – они по-разному влияют на одного и того же человека в разных обстоятельствах. Процесс коммуникации находится в состоянии постоянных изменений.

Спросите себя

Подумайте о факторах, которые влияют на коммуникативный процесс, и дайте ответы на следующие вопросы.

▲ Понимаете ли вы, что визуальные и вербальные фрагменты информации хранятся и извлекаются из разных «ячеек» мозга?

▲ Осознаете ли вы, что люди воспринимают и обрабатывают информацию в соответствии со своими индивидуальными особенностям?

▲ Осознаете ли вы, что процесс рождения мысли зависит от индивидуальных особенностей человека?

▲ Понимаете ли вы, что особенности восприятия отражаются на манере высказываться?

▲ Понимаете ли вы, что эмоциональное состояние накладывает отпечаток на то, как люди передают и воспринимают информацию?

▲ Известно ли вам, что мужчины и женщины воспринимают и передают информацию по-разному?

▲ Отдаете ли вы себе отчет в том, что общение – гораздо более сложный процесс, чем вы представляли?

Все получится, если…

Уяснить, что в мозге существуют различные отделы для восприятия вербальной и визуальной информации, фрагменты информации, которые в них хранятся, извлекаются и согласовываются друг с другом;

Помнить, что у каждого человека свой подход к восприятию и обработке информации;

Не забывать о том, что индивидуальные особенности восприятия сказываются на мыслительных процессах;

Отдавать себе отчет в том, что восприятие человека влияет на процессы сбора и обмена информацией;

Помнить, что эмоциональное состояние человека может отражаться на том, как он интерпретирует и передает информацию;

Не забывать, что половая принадлежность играет большую роль в процессе обработки информации и коммуникации;

Признать, что формирование высказывания – очень сложный процесс.

Передача и прием информации

Общение – это активный процесс, который предполагает облечение мыслей в удобную для понимания форму и их прием и передачу в виде сообщений.

Зародившаяся мысль может так и остаться в вашей голове навсегда. Прекрасно, если вас это устраивает. Но если мысль нужно высказать, она должна быть облечена в такую форму, которая позволит другому человеку однозначно ее понять. Никто не в состоянии залезть в ваш мозг и просмотреть его, как утреннюю газету, чтобы извлечь оттуда парочку идей.

Поскольку общение – процесс двунаправленный, нужно помнить, что обмен информацией имеет две составляющие:

Кодирование сообщения отправителем (говорящим) – облечение мысли, которую вы хотите высказать, в слова;

Декодирование сообщения получателем (слушателем) – интерпретация слов и извлечение из них смысла.

Общаясь, вы принимаете и передаете данные одновременно. Мозг способен обрабатывать информацию в четыре раза быстрее, чем требуется времени для восприятия ее на слух, поэтому остается достаточно много времени для подготовки соответствующего отклика. Передав информацию, вы можете сделать вывод о том, насколько правильно вас поняли, только после реакции получателя на ваше сообщение.

Передача информации

Независимо от того, какую информацию вы передаете, процесс должен быть управляемым и понятным. Общаясь, вы неизбежно сталкиваетесь с двумя вещами: во-первых, передаете информацию, а во-вторых, что гораздо важнее, устанавливаете контакт с теми, кому предназначено сообщение, создавая о себе хорошее впечатление.

Поскольку уровень сложности сообщения может варьироваться от констатации незначительного факта до пояснения замысловатого понятия, от способа выражения мысли зависит, насколько правильно ее поймут. Это значит, что вам придется:

мысленно выстроить план изложения , то есть собрать воедино все факты и идеи и расположить главные из них в логической последовательности;

передать информацию , то есть подобрать для иллюстрации своей идеи нужные слова и образы, чтобы сообщение было понятным и соответствовало ситуации общения.

Как добиться стройности изложения

Этот процесс требует сосредоточенности. Надо спланировать высказывание и подобрать данные, которые помогут выразить мысль как можно точнее.

Как точно и ясно выразить свою мысль

Передавая информацию, мы не только подбираем данные для высказывания, но и кодируем их, чтобы высказывание было точным и понятным.

Решая, что сказать, вы всегда принимаете во внимание, в каких вы отношениях с получателями сообщения или каких отношений с ними хотели бы добиться. Если вы понимаете, чем ваше сообщение может быть интересно слушателю, сформулировать мысль намного проще.

Форма выражения мысли важна не менее ее содержания. Слова способны вызывать определенные образы, звуки и чувства. Они могут разозлить и обрадовать, огорчить и развеселить. Подбирать их следует так, чтобы они выражали именно то, что вы хотите, и были правильно поняты получателем. Информация, которая передается в процессе общения, может служить самым разным целям, поэтому, если вы хотите, чтобы ее правильно поняли, формулируйте мысль корректно. Приведем несколько примеров.

Констатация факта. Вам продают некий товар. «Он дешевый и к тому же синего цвета», – говорит продавец. Конечно, он имеет в виду, что это достаточно низкая цена для такой замечательной вещи, а синий действует успокаивающе. Но пока он этого не скажет, покупатель не задумается о том, что нужно пересмотреть свое негативное отношение к синему цвету.

Восприятие информации - процесс преобразования сведений, поступающих в техническую систему или жи­вой организм из внешнего мира, в форму, пригодную для дальнейшего использования. Благодаря восприятию ин­формации обеспечивается связь системы с внешней сре­дой (в качестве которой могут выступать человек, наблю­даемый объект, явление или процесс и т.д.). Восприятие информации необходимо для любой информационной сис­темы.

Современные информационные системы, создаваемые, как правило, на базе ЭВМ, в качестве своей составной части имеют более или менее развитую систему восприя­тия. Система восприятия информации представляет до­вольно сложный комплекс программных и технических средств. Для развитых систем восприятия можно выде­лить несколько этапов переработки поступающей инфор­мации: предварительная обработка для приведения вход­ных данных к стандартному для данной системы виду, выделение в поступающей информации семантически и прагматически значимых информационных единиц, рас­познавание объектов и ситуаций, коррекция внутренней модели мира. В зависимости от анализаторов, входящих в комплекс технических средств системы восприятия, организуется восприятие зрительной, акустической и дру­гих видов информации. Кроме того, различают статиче­ское и динамическое восприятие.

Сбор информации - это процесс получения информа­ции из внешнего мира и приведение ее к стандарту для данной информационной системы. Обмен информацией между воспринимающей ее системой и окружающей сре­дой осуществляется посредством сигналов. Сигнал мож­но определить как средство перенесения информации пространстве и времени. В качестве носителя сигнал: могут выступать звук, свет, электрический ток, магнит­ное поле и т.п. Сбор информации, как правило, сопровождается ее регистрацией, т.е. фиксацией информации на материальном носителе (документе или машинном носителе).

Передача информации осуществляется различными способами: с помощью курьера, пересылка по почте, до­ставка транспортными средствами, дистанционная пере­дача по каналам связи. Дистанционная передача по ка­налам связи сокращает время передачи данных. Для ее осуществления необходимы специальные технические средства. Некоторые технические средства сбора и регис­трации, собирая автоматически информацию с датчиков, установленных на рабочих местах, передают ее в ЭВМ.

Дистанционно может передаваться как первичная ин­формация с мест ее возникновения, так и результатная в обратном направлении. В этом случае результатная ин­формация отражается на различных устройствах: дис­плеях, табло, печатающих устройствах. Поступление ин­формации по каналам связи в центр обработки в основ­ном осуществляется двумя способами: на машинном но­сителе и непосредственно в ЭВМ при помощи специаль­ных программных и аппаратных средств.

Общая схема передачи информации:

В современных развитых информационных системах машинная обработка информации предполагает после­довательно-параллельное во времени решение вычисли­тельных задач. Это возможно при наличии определенной организации вычислительного процесса. Вычислительная задача по мере необходимости обращается с запросами в вычислительную систему. Организация процесса предпо­лагает определение последовательности решения задач и реализацию вычислений. Последовательность решения задается, исходя из их информационной взаимосвязи, когда результаты решения одной задачи используются как исходные данные для решения другой.

Технология электронной обработки информации - человеко-машинный процесс исполнения взаимосвязан­ных операций, протекающих в установленной последова­тельности с целью преобразования исходной (первичной) информации в результатную. Операция представляет со­бой комплекс совершаемых технологических действий, в результате которых информация преобразуется. Техно­логические операции разнообразны по сложности, назна­чению, технике реализации, выполняются на различном оборудовании многими исполнителями.

Хранение и накопление информации вызвано много­кратным ее использованием, применением постоянной информации, необходимостью комплектации первичных данных до их обработки.

Хранение информации осуществляется на машинных носителях в виде информационных массивов, где данные располагаются по установленному в процессе проектиро­вания группировочному признаку.

Кодирование информации

С
целью засекречивания информации применяется ее кодирование. С незапамятных времен появились коды в виде криптограмм (по-гречески - тайнопись).

Самый первый код связан с именем изобретателя теле­графного аппарата Сэмюэля Морзе и известен как азбука Морзе. Каждой букве или цифре в азбуке Морзе соответ­ствует своя последовательность из кратковременных (на­зываемых точками) и длительных (тире) сигналов, раз­деляемых паузами.

Способы кодирования информации следующие: сим­вольный, лингвистический, табличный, графический. Любой способ кодирования характеризуется наличием основы (алфавит, тезаурус, спектр цветности, система координат, основание системы счисления и т.п.) и пра­вил конструирования информационных образов на этой основе.

Часто информация кодируется числовыми кодами в той или иной системе счисления, особенно это актуально при представлении информации в компьютере Естественно, что одно и тоже количество разрядов в разных системах счисления может передать разное число состояний отображенного объекта, что можно представить в виде соотношения

N = m n

где N – число всевозможных отображаемых состояний;

m – основание системы счисления (разнообразие символов применяемых в алфавите);

n – число разрядов (символов) в сообщении

Пример . По каналу связи передается n – разрядное сообщение, использующее m различных символов. Так как количество всевозможных кодовых комбинаций будет N = m n , то при равновероятности появления любой из них количество информации, приобретенной абонентом в результате получения сообщения, будет I = log N = n log m формула Хартли. Если в качестве основания логарифма принять m, то I = n . В данном случае количество информации (при условии полного априорного незнания абонентом содержания сообщения) будет равно объему данных I = V д, полученных по каналу связи.

Для неравновероятных состояний системы всегда I < V Д = n .

Наиболее часто используются двоичные и десятичные логарифмы. Единицами измерения в этом случае будут бит и дит.

Коды, использующие два различных элементарных сигнала, называются двоичными. Если отвлечься от фи­зической природы сигналов, удобно обозначать их сим­волами 0 и 1. Тогда кодовые слова можно представлять как последовательность из нулей и единиц.

Существует много кодов: двоичный код обмена инфор­мации ДКОИ, восьмеричный код обмена информацией КОИ-8, в современных персональных компьютерах ин­формация представляется в коде ASCII (American Stan­dard Code for Information Interchange) - американский стандартный код для обмена информацией. В России ис­пользуется так называемая альтернативная ASCII коди­ровка, содержащая символы русского алфавита.

При вводе информации в компьютер каждый символ - буква русского или латинского алфавита, цифра, знак пунктуации или действия кодируется определенной пос­ледовательностью из восьми двоичных цифр в соответ­ствии с таблицей кодирования. Комбинация из 8 бит на­зывается байтом, или слогом.

Вероятностный подход

к определению количества информации

Важно при создании передающих систем знать, какое количество ин формации пройдет через эту передающую систему.

Количественный подход - наиболее разработанная ветвь теории информации. В соответствии с этим определением совокупность 100 букв - фраза из 100 букв из газеты, пьесы Шекспира или теоремы Эйнштейна - имеет в точности одинаковое количество информации.

Такое определение количества информации является полезным и практичным. Оно соответствует задаче инженера связи, который должен передать всю информацию, содержащуюся в поданной телеграмме, вне зависимости от ценности этой информации для адресата. Передающей системе необходимо передать нужное количество информации за определенное время.

Оценка количества информации основывается на законах теории вероятностей, точнее, определяется через вероятности событий.

Сообщение о событии, у которого только два одинаково возможных исхода, содержит одну единицу информации называемую битом. Выбор единицы информации не случаен. Он связан с наиболее распространенным двоичным способом ее кодирования при передаче и обработке.

Известно, что количество информации зависит от вероятностей тех или иных исходов события. Если событие, как говорят ученые, имеет два равновероятных исхода, это означает, что вероятность каждого исхода равна 1: 2. Такова вероятность выпадения «орла» или «решки» при бросании монеты. Если событие имеет три равновероятных исхода, то вероятность каждого равна 1: 3. Следует отметить, что сумма вероятностей всех исходов всегда равна единице: ведь какой-нибудь из всех возможных исходов обязательно наступит.

Событие может иметь и неравновероятные исходы. Так, при футбольном матче между сильной и слабой командами вероятность победы сильной команды велика - например, 4: 5. Вероятность ничьей намного меньше, например 3: 0. Вероятность же поражения совсем мала.

Количество информации - это мера уменьшения неопределенности некоторой ситуации. Различные количества информации передаются по каналам связи, и количество проходящей информации не может быть больше его пропускной способности. Ее определяют по количеству информации за единицу времени.

Человек постоянно участвует в разнообразных процессах дома, на работе, на улице, в общественных местах.

Под процессом понимают ход, развитие какого-нибудь явления, последовательную смену состояния объекта.

Одни процессы характерны для общества, другие - для живой природы.

В одних ситуациях человек активно участвует в процессе: например, школьник в процессе обучения, водитель - при управлении автомобилем, рабочий - при строительстве дома и т. д.

Особую роль среди всего существующего разнообразия процессов занимает процесс, называемый информационным.

Информационный процесс - это процесс сбора (приёма), передачи (обмена), хранения, обработки (преобразования) информации.

Информационные процессы протекают в человеческом обществе, в растительном и животном мире. С помощью органов чувств люди воспринимают информацию, осмысливают её и на основании своего опыта, имеющихся знаний, интуиции принимают определённые решения. Эти решения воплощаются в реальные действия, которые воздействуют на окружающий мир.

Информационные процессы свойственны растительному и животному миру. Почему осенью листья опадают, весь растительный мир засыпает на время холодов?

Почему с приходом весны листья появляются опять, вырастает трава, распускаются цветы?

Почему определенные виды растений зацветают в одно и то же время года?

Аналогичные, но уже более сложные процессы происходят и в животном мире. Реакцию животного на поступающую информацию определяет степень развития мозга. Так, для собаки и ежа, которые живут в квартире у одного хозяина, одно и то же событие может нести разную информацию, а, значит, они по-разному воспринимают происходящие вокруг них информационные процессы.

Пример:

Звонок в дверь для собаки является сигналом о появлении человека, а для ежа он не значит ничего, то есть не несет никакой информации. С другой стороны, прикосновение руки для ежа служит сигналом опасности - он сворачивается в шар, а собака реагирует на прикосновение как на ласку.

Можно продолжить перечень подобных информационных процессов в животном мире.

Попробуй это сделать самостоятельно.

Станет ясно, что в человеческом обществе, в растительном и животном мире постоянно протекает множество информационных процессов, в которых люди, животные и растения участвуют в соответствии со своими возможностями.

В неживой природе изменения могут происходить только в результате прямого физического или химического воздействия, а не информационных процессов.

В середине \(XX\) века многократно увеличилась интенсивность информационных процессов. Лавинообразный поток информации, хлынувший на человека, уже не воспринимается в полном объёме; ориентироваться в нем становится всё труднее и труднее.

Подчас оказывается проще создать новый материальный или интеллектуальный продукт, нежели разыскать сделанный ранее аналог.

Для более эффективного участия в информационных процессах человек создавал и создаёт различные устройства, которые помогают ему воспринимать, преобразовывать, хранить и использовать информацию.

Основные типы информационных процессов

Получение информации Это сбор сведений из каких либо источников (извлечение данных из хранилища/источника данных, наблюдение за событиями и явлениями, общение, СМИ и масс-медиа). Получение информации основано на отражении различных свойств процессов, объектов и явлений окружающей среды. Этот процесс выражается в восприятии с помощью органов чувств. Для улучшения восприятия информации человек придумал различные индивидуальные приспособления и приборы - очки, бинокль, микроскоп, стетоскоп, различные датчики и т. д.
Хранение информации Хранение информации имеет большое значение для многократного использования информации и передачи информации во времени. Для долговременного хранения используются книги, в настоящее время - компьютерные носители, устройства внешней памяти и др. Информация чаще всего хранится для неоднократной дальнейшей работы с ней. В этом случае для ускорения поиска информация должна быть как-то упорядочена. В библиотеках - это картотеки, при хранении с использованием компьютера - размещение информации в определенных папках, в более сложных случаях - это базы данных, информационно-поисковые системы и т. д.
Обработка информации Обработка информации подразумевает преобразование ее к виду, отличному от исходной формы или содержания информации. Процесс изменения информации может включать в себя, например, такие действия как численные расчёты, редактирование, упорядочивание, обобщение, систематизация и т. д. Результаты обработки информации в дальнейшем используются в тех или иных целях, например: получение новой информации из уже известной путем логических рассуждений или математических вычислений (например, решение геометрической задачи); изменение формы представления информации без изменения ее содержания (например, перевод текста с одного языка на другой); упорядочение (сортировка) информации (например, упорядочение расписания движения поездов по времени их отправления).
Передача информации Передача информации необходима для её распространения. Основными устройствами для быстрой передачи информации на большие расстояния в настоящее время являются телеграф, радио, телефон, телевизионный передатчик, телекоммуникационные сети на базе вычислительных систем. Такие средства связи принято называть каналами передачи информации. Следует отметить, что в процессе передачи информации, она может искажаться или теряться. Это происходит в тех случаях, когда информационные каналы плохого качества или на линии связи присутствуют помехи. Передача информации - это всегда двусторонний процесс, в котором есть источник и есть приемник информации. Источник передает информацию, а приемник её получает.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама