THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

FindWindow
GetWindow
GetWindowText
SetWindowText
IsWindow
MoveWindow
IsWindowVisible
EnableWindow
IsWindowEnabled
WindowFromPoint
ShowWindow
CloseWindow
SetWindowPos
GetClassLong
SetClassLong
GetWindowLong
SetWindowLong
GetDesktopWindow
GetParent

Функция FindWindow

function FindWindow(className,WindowName: PChar) : HWND;
Функция возвращает описатель окна, удовлетворяющий запросу (0 -если такого окна не найдено).

ClassName Имя класса, по которому призводится поиск среди ВСЕХ окон системы. WindowName Заголовок окна

Один из параметров может быть равен nil, тогда поиск ведется по другому параметру.
Пример:

Функция GetWindow

function GetWindow(Wnd: HWND; Param) : HWND
Функция возвращает описатель окна удовлетворяющий запросу.

Wnd Описатель какого-либо начального окна Param Принимает одно из следующих значений-констант: gw_Owner Возвращается описатель окна-предка (0 - если нет предка). gwHWNDFirst Возвращает описатель первого окна (относительно Wnd). gw_HWNDNext Возвращает описатель следующего окна (окна перебираются без повторений, т.е. если вы не меняли параметр Wnd функции, повторно описатели не возвращаются) gw_Child Возвращает описатель первого дочернего окна.

Пример:

Функция GetWindowText

function GetWindowText(hWnd: HWND; lpString: PChar; nMaxCount: Integer): Integer;
Функция возвращает текст окна. Для формы это будет заголовок, для кнопки - надпись на кнопке.

hWnd Описатель того окна, текст которого нужно получить. lpString Переменная, в которую будет помещен результат nMaxCount

Максимальная длина текста, если текст длиннее, то он обрезается.


Пример:

Функция IsWindow

function IsWindow(hWnd: HWND): BOOL; Возвращает True, если окно с заданным описателем существует и False в противном случае.

Hwnd Описатель нужного окна

Функция MoveWindow

MoveWindow(hWnd: HWND; X, Y, nWidth, nHeight: Integer; bRepaint: BOOL): BOOL; Перемещает окно в новую позицию.

hWnd Описатель перемещаемого окна. X, Y, nWidth, nHeight Соответственно: новые координаты X,Y; новая ширина, высота. bRepaint Булево значение, показывающее будет ли окно перерисовано заново.

Функция IsWindowVisible

function IsWindowVisible(hWnd: HWND): BOOL;
Возвращает True если данное окно видимо.

hWnd Описатель окна.

Функция EnableWindow

function EnableWindow(hWnd: HWND; bEnable: BOOL): BOOL;
Устанавливает доступность окна(окно недоступно, если оно не отвечает на события мыши, клавиатуры и т.д.). Аналог в Delphi свойство Enabled компонентов. EnableWindow возвращает True, если всё прошло успешно и False в противром случае.

hWnd Описатель окна. bEnable Булево значение, определяющее доступность окна.


Пример:

Функция IsWindowEnabled

function IsWindowEnabled(hWnd: HWND): BOOL;
Возвращает для заданного окна: True, если окно доступно и False в противном случае.

hWnd Описатель окна.

Функция WindowFromPoint

WindowFromPoint(Point: TPoint): HWND;
Возвращает описатель окна, находящегося в данной точке экрана.

Point Координата точки экрана типа TPoint (определение типа смотри ниже)

Функция

type TPoint = Record x: Longint; y: Longint; end ;

Функция ShowWindow

function ShowWindow(hWnd: HWND; nCmdShow: Integer): BOOL; Показывает или прячет окно.

hWnd Описатель нужного окна nCmdShow Константа, определяющая, что будет сделано с окном: SW_HIDE SW_SHOWNORMAL SW_NORMAL SW_SHOWMINIMIZED SW_SHOWMAXIMIZED SW_MAXIMIZE SW_SHOWNOACTIVATE SW_SHOW SW_MINIMIZE SW_SHOWMINNOACTIVE SW_SHOWNA SW_RESTORE SW_SHOWDEFAULT SW_MAX


Пример:

Функция CloseWindow

function CloseWindow(hWnd: HWND): BOOL; stdcall;
Закрывает окно.

hWnd Описатель закрываемого окна.

SetWindowPos

function SetWindowPos(hWnd: HWND; hWndInsertAfter: HWND; X, Y, cx, cy: Integer; uFlags: UINT): BOOL; stdcall;
Устанавливает окно в новую позицию

hWnd Оптсатель окна hWndInsertAfter Описатель окна, перед которым в списке Z-Order будет вставлено окно hWnd , или одна из следующих констант: HWND_BOTTOM Поместить окно на дно списка Z-Order HWND_TOP Поместить окно на верх списка Z-Order X, Y, cx, cy

Соответственно - новые горизонт. , верт. позиции окна (X, Y ), а также новая ширина
и высота (cx, cy )

uFlags Одна или несколько (разделенных OR ) следующих констант: SWP_NOSIZE Не изменять размер окна после перемещения (cx, cy игнорируются) SWP_NOZORDER Не изменять положение окна в списке Z-Order SWP_SHOWWINDOW Сделать окно видимым после перемещения SWP_HIDEWINDOW Спрятать окно после перемещения SWP_NOACTIVATE Не передавать фокус окну после перемещения SWP_NOMOVE Не перемещать окно (игнорируется X, Y )

Функция GetClassLong

function GetClassLong(hWnd: HWND; nIndex: Integer): Integer;
Эта функция возвращает 32-разрядное целое, взятое из определенного поля записи TWndClassEx указанного окна.

hWnd Описатель окна nIndex Константа, определяющая что будет возвращено. Должна быть одна из следующих: GCL_MENUNAME Возвращает указатель на строку, содержащую имя меню класса, определенного в файле ресурсов связанного с некоторой программой. GCL_HBRBACKGROUND Возвращает описатель (HBRUSH) кисти фона, ассоциированной с классом GCL_HCURSOR Возвращает описатель (HCURSOR) курсора, фссоциированного с классом GCL_HICON Возвращает описатель (HICON) пиктограммы, ассоциированной с классом GCL_HMODULE Возвращает описатель процесса (HMODULE), зарегистртровавшего класс. GCL_CBWNDEXTRA Возвращает размер памяти (в байтах), выделенной под хранение дополнительных данных ДАННОГО ОКНА. Описание как использвать эту память, смотри в описании функции GCL_CBCLSEXTRA Возвращает размер памяти (в байтах), выделенной под хранение дополнительных ДАННОГ КЛАССА GCL_WNDPROC Возвращает адрес оконной процедуры, связанной с классом. GCL_STYLE Возвращает стиль класса (наличие того или иного стиля проверяется побитовой операцией And с помощью констант типа cs_XXX ) GCL_HICONSM

Обратите внимание : в случае, когда функция возвращает указатель, необходимо приведение типов (Integer ->

Функция SetClassLong

function SetClassLong(hWnd: HWND; nIndex: Integer; dwNewLong: Longint): Integer; Парная функция функции . Устанавливает в нужное поле соответствующее значение.
Функция возвращает старое значение поля, чтобы его потом можно было исправить или же возврашается ноль, если что-то пошло не так как надо.

hWnd Описатель окна nIndex Одна из констант GCL_XXX из функции . В зависимости от значения этого поля будет изменнено нужное поле.

Обратите внимание Pointer к типу Integer .

Функция GetWindowLong

function GetWindowLong(hWnd: HWND; nIndex: Integer): Longint; Возвращает информацию о некотором окне в виде 32-битного целого.

hWnd Описатель окна nIndex Константа,определяющая, что будет возвращено. Должна быть одна их следующих:
GWL_WNDPROC Возвращает адрес оконной процедуры, связанной с данным окном. Полученный адрес (после соответсвующих приведений типов) может использоваться в функции CallWindowProc . Данное значение обычно используют, если хотят заменить существующую оконную процедуру на свою собственную, при этом, чтобы не потерять работоспособности окна, обычно и используют CallWindowProc . GWL_HINSTANCE Возвращает описатель приложения, заданный при создании окна функцией CreateWindowEx . GWL_HWNDPARENT Возвращает описатель (HWND) родительского окна GWL_STYLE Возвращает стиль окна. Конкркетные значения стилей узнаются при помощи побитовой операции And и констант WS_XXX GWL_EXSTYLE Возвращает расширенный стиль окна. Конкркетные значения стилей узнаются при помощи побитовой операции And и констант WS_EX_XXX GWL_USERDATA Возвращает 32-битное целое, ассоциированное с окном (это последний параметр в вызове CreateWindow или CreateWindowEx) GWL_ID Возвращает идентификатор окна (он не имеет ничего общего с описателем окна!), задаваемый параметром hMenu для дочерних окон при вызове CreateWindow или CreateWindowEx

Обратите внимание : в случае, когда функция возвращает указатель, необходимо приведение типов (Integer -> Pointer). Делать это можно так:

Функция SetWindowLong

function SetWindowLong(hWnd: HWND; nIndex: Integer; dwNewLong: Longint): Longint;
Парная к функции . Изменяет аттрибуты определенного окна.
Функция возвращает старое значение свойства, если вызов прошел удачно или нуль в противном случае.

hWnd Описатель окна nIndex Константа, определяющая, какое свойство будет изменено. Должна быть одной из констант GWL_XXX из описания функции dwNewLong Новое значение свойства, определяемого константой nIndex

Обратите внимание :при установке полей-указателей необходимо приведение типа Pointer к типу Integer .

Функция GetDesktopWindow

function GetDesktopWindow: HWND
Функция возвращает описатель окна Рабочего Стола (Desktop). Без параметров.

GetParent

function GetParent(hWnd: HWND): HWND;
Возвращает описатель родительского окна для окна hWnd .

hWnd Описатель окна

С помощью WinAPI можно создавать различные оконные процедуры, диалоговые окна, программы и даже игры. Эта, скажем так, библиотека является базовой в освоении программирования , MFC, потому что эти интерфейсы являются надстройками этой библиотеки. Освоив её, Вы без труда будете создавать формы, и понимать, как это происходит.

Не будем внедряться в теорию. Начнём с того, как создать этот проект в MVS, а в конце статьи будет разобран простой пример.

Итак. Сначала открываем Visual Studio, затем, нажимаем на вкладку «Файл», далее «Создать проект»:

Затем, в раскрывающемся списке Visual C++ выбираем пункт Win32, там и будет «Проект Win32». Щелкаем по нему:
Вводим название проекта, указываем путь и нажимаем «ОК». Далее будет написано: «Добро пожаловать в мастер приложения Win32». Нажимаем далее. По-умолчанию у надписи «Пустой проект» галочка отсутствует. Нам нужно её поставить и убедиться, что у нас «Тип Приложения» — Приложение Windows. Если всё верно, нажимаем – «Готово».

У нас должен быть пустой проект такого вида:

Ну а теперь начнём писать простую программу, которая традиционно будет выводить на экран надпись: «Привет, Мир!!!».

Естественно, к проекту нужно добавить файл типа «имя».cpp. Кликаем по «Файлы исходного кода» правой кнопкой мыши, в раскрывающемся списке выбираем вкладку – «Добавить», далее «Создать элемент…». В результате у нас должно появиться такое окно:

Выбираем «Файл С++», вводим имя, нажимаем «Добавить». Затем открываем этот файл и вставляем в него такой код (подробности далее):

#include // заголовочный файл, содержащий функции API // Основная функция - аналог int main() в консольном приложении: int WINAPI WinMain(HINSTANCE hInstance, // дескриптор экземпляра приложения HINSTANCE hPrevInstance, // в Win32 не используется LPSTR lpCmdLine, // нужен для запуска окна в режиме командной строки int nCmdShow) // режим отображения окна { // Функция вывода окна с кнопкой "ОК" на экран (о параметрах позже) MessageBox(NULL, L"Привет, мир!!!", L"Оконная процедура", MB_OK); return NULL; // возвращаем значение функции }

Результат должен быть таким:

Теперь остановимся поподробнее на коде программы.

В первой строке мы подключаем заголовочный файл windows.h . В нём содержатся все необходимые «апишные» функции. Здесь всё понятно.

В 4-7 строках у нас описание функции int WINAPI WinMain() .

Квалификатор WINAPI, нужен для функции WinMain всегда. Просто запомните это. WinMain – название функции. Она имеет четыре параметра. Первый из них – HINSTANCE hInstance (строка 4 ). hInstance является дескриптором экземпляра окна (это некий код оконной процедуры, идентификатор, по которой ОС будет отличать её от остальных окон). Через него можно обращаться к окну в процессе работы в других функциях (об этом позже), что-либо менять в параметрах окна. HINSTANCE является одним из многочисленных типов данных определенных в WinAPI, таким же как int, например. А запись HINSTANCE hInstance говорит нам о том, что мы создаём новую переменную типа HINSTANCE с названием hInstance.

О типах данным мы поговорим позже, поэтому переходим к следующему параметру: HINSTANCE hPrevInstance (строка 5 ). Как написано в комментариях, в Win32 он не используется, так как он создан для 3.x разрядной системы, из предыдущего понятно, что это дескриптор экземпляра окна. Далее у нас переменная типа LPSTR (строка 6 ) с именем lpCmdLine . Она используется в том случае, если мы запускаем окно через командную строку с прописью параметров. Очень экзотический способ, поэтому мы не будем на нём задерживаться.

И последний параметр: целочисленный, определяет способ показа окна. Нужен для функции ShowWindow , которая будет описана позже. Например, с помощью него мы можем развернуть окно на весь экран, сделать его определённой высоты, прозрачным или поверх остальных.

Переходим к функции MessageBox() (строка 10 ). Она имеет четыре параметра и нужна для вывода сообщений о ошибках, например. В данном случае мы использовали её для вывода сообщения. В общем виде описание функции выглядит следующим образом:

Int MessageBox(HWND hWnd, // дескриптор родительского окна LPCTSTR lpText, // указатель на строку с сообщением LPCTSTR lpCaption, // указатель на строку с текстом заголовка UINT uType);// флаги для отображения кнопок, стиля пиктограммы и прочее

В нашем случае, первому параметру присвоен ноль. Всё потому, что у нас нет родительских окон (оно не запущено какой-нибудь программой).

Далее у нас идут две переменные типа LPCTSTR: lpText и lpCaption . Первая сообщает информацию, которая будет выведена в окне в текстовом виде. Вторая сообщает, что будет написано в тексте заголовка к окну. Это аналог char *str , но всё же нет. Для того, чтобы текст выводился корректно, нужно перед строкой поставить букву L (UNICODE строка).

Ну и последний тип данных – UINT – 32-х битное целое без знака. То есть аналог unsigned int . Этому параметру можно передавать некоторые значения (о них тоже позже), за счёт чего можно менять вид кнопки. В нашем случае – это MB_OK — означает, что окно создаёт кнопку с надписью «ОК» и соответствующим действием при её нажатии (закрытием приложения).

В строке 11 мы возвращаем значение функции, так как она имеет не тип void .

Таким образом, общее представление о WinAPI теперь есть. Продолжение в следующих разделах.

Наконец-то! Наконец-то! Сегодня мы начнём создавать полноценное окно Windows. Прощай убогая консоль!!!

К этому моменту вы уже должны неплохо знать синтаксис C++, уметь работать с ветвлениями и циклами, хорошо понимать работу функций. Если вы справились с морским боем, можете считать, что всё это вы усвоили.

Венгерская форма записи

Весь код, который мы встретим в WinAPI написан в венгерской форме. Это такое соглашение по написанию кода.

При этом перед именем переменной ставится начальная буква типа. Все слова в именах переменных и функций начинаются с заглавной буквы.

Вот несколько префиксов:

b - переменная типа bool.
l - переменная типа long integer.
w - от word (слово) - 16 бит. Переменная типа unsigned short.
dw - от double word (двойное слово) - 32 бита. Переменная типа unsigned long.
sz - строка заканчивающаяся нулём (string terminated zero). Просто обычная строка, которую мы постоянно использовали.
p или lp - указатель (от pointer). lp (от long pointer) - данные указатели перешли из прошлого. Сейчас lp и p означают одно и то же.
h - описатель (от handle).

Например, указатель будет называться вот так:

void* pData;

Данная форма записи используется Microsoft. Многие критикуют этот способ именования переменных. Но подобные вещи (соглашения о кодировании) в больших компаниях жизненно необходимы.

Напомню, что идентификаторы констант обычно состоят только из заглавных букв: WM_DESTROY. WM_DESTOY - это 2, константа определена через define.

Кроме того, в winAPI используется очень много переопределённых типов. Вот на этой страничке - http://msdn.microsoft.com/en-us/library/aa383751(VS.85).aspx , можете найти описания всех типов Windows (на английском).

И ещё одна вещь, которую мы не разбирали. Указателям часто присваивается значение NULL. Считайте, что это просто 0 и указатели которым присвоено значение NULL (ноль), не указывают ни на какой участок памяти.

Windows API (WinAPI)

Все программы под Windows используют специальный интерфейс программирования WinAPI. Это набор функций и структур на языке C, благодаря которым ваша программа становится совместимой с Windows.

Windows API обладает огромными возможностями по работе с операционной системой. Можно даже сказать - безграничными.

Мы не рассмотрим даже один процент всех возможностей WinAPI. Первоначально я хотел взять больше материала, но это заняло бы слишком много времени, и увязнув в болоте WinAPI, до DirectX"а мы добрались бы через пару лет. Описание WinAPI займёт два урока (включая этот). В них мы рассмотрим только каркас приложения под Windows.

Программа под Windows точно так же как и программа под DOS, имеет главную функцию. Здесь эта функция называется WinMain.

Функция WinMain

Программа под Windows состоит из следующих частей (всё это происходит внутри WinMain):

Создание и регистрация класса окна. Не путайте с классами C++. WinAPI написана на C, здесь нет классов в привычном для нас понимании этого слова.
Создание окна программы.
Основной цикл, в котором обрабатываются сообщения.
Обработка сообщений программы в оконной процедуре. Оконная процедура представляет собой обычную функцию.
Вот эти четыре пункта - основа программы Windows. В течение этого и следующего урока мы разберём всё это подробно. Если вы запутаетесь в описании программы, то вернитесь к этим пунктам.

Теперь разберём всё это подробно:

WinAPI: Структура WNDCLASS

Прежде всего нужно создать и заполнить структурную переменную WNDCLASS, а затем на её основе зарегистрировать оконный класс.

Вот как выглядит эта структура:

код на языке c++ typedef struct { UINT style; // стиль окна WNDPROC lpfnWndProc; // указатель на оконную процедуру int cbClsExtra; // дополнительные байты после класса. Всегда ставьте 0 int cbWndExtra; // дополнительные байты после экземпляра окна. Всегда ставьте 0 HINSTANCE hInstance; // экземпляр приложения. Передаётся в виде параметра в WinMain HICON hIcon; // иконка приложения HCURSOR hCursor; // курсор приложения HBRUSH hbrBackground; // цвет фона LPCTSTR lpszMenuName; // имя меню LPCTSTR lpszClassName; // имя класса } WNDCLASS, *PWNDCLASS;

Структура WNDCLASS в составе WinAPI определяет базовые свойства создаваемого окна: иконки, вид курсора мыши, есть ли меню у окна, какому приложению будет принадлежать окно...

После того как вы заполните эту структуру, на её основе можно зарегистрировать оконный класс. Речь идёт не о таких классах как в C++. Скорее можно считать, что оконный класс это такой шаблон, вы его зарегистрировали в системе, и теперь на основе этого шаблона можно создать несколько окон. И все эти окна будут обладать свойствами, которые вы определили в структурной переменной WNDCLASS.

WinAPI: Функция CreateWindow

После регистрации оконного класса, на его основе создаётся главное окно приложения (мы сейчас приступили ко второму пункту). Делается это с помощью функции CreateWindow. Она имеет следующий прототип:

код на языке c++ HWND CreateWindow(LPCTSTR lpClassName, // имя класса LPCTSTR lpWindowName, // имя окна (отображается в заголовке) DWORD dwStyle, // стиль окна int x, // координата по горизонтали от левого края экрана int y, // координата по вертикали от верхнего края экрана int nWidth, // ширина окна int nHeight, // высота окна HWND hWndParent, // родительское окно HMENU hMenu, // описатель меню HINSTANCE hInstance, // экземпляр приложения LPVOID lpParam // параметр; всегда ставьте NULL);

Если в оконном классе (структуре WNDCLASS) задаются базовые свойства окна, то здесь - более специфические для каждого окна: размер окна, координаты...

Данная функция возвращает описатель окна. С помощью описателя можно обращаться к окну, это примерно как идентификатор.

Обратите внимание, что здесь очень много новых типов. На самом деле они все старые, просто переопределены. Например: HWND - это переопределение типа HANDLE, который в свою очередь является переопределением PVOID, который в свою очередь является переопределением void*. Как глубоко закопана правда! Но всё же тип HWND - это указатель на void.

Окно состоит из нескольких частей. Практически в каждой программе вы увидите: заголовок окна, системное меню (если нажать на иконку приложения в левой верхней части окна), три системные кнопки для работы с окном: свернуть, развернуть на весь экран и закрыть. Также, практически всегда в приложении присутствует меню. Вот как раз последнего у нас точно не будет. И, конечно же, большую часть окна занимает т.н. клиентская область, в которой обычно и работает пользователь.

Это что касается оконного режима. Довольно долго мы будем практиковаться с DiectX именно в окне - не будем пользоваться полноэкранным режимом.

Обработка сообщений (Message handling)

Основным отличием всех наших предыдущих программ от программ под Windows является обработка сообщений.

Например, когда пользователь нажимает какую-нибудь клавишу на клавиатуре, генерируется сообщение, что была нажата клавиша. Затем это сообщение поступает в приложение, которое было активным, когда пользователь нажал клавишу.

Здесь у нас произошло событие (event) - была нажата клавиша.

Событием может быть: перемещение курсора мыши, смена фокуса приложения, нажатие клавиши клавиатуры, закрытие окна. Событий очень много. Очень! За секунду в операционной системе может происходить десятки событий.

Так вот, когда происходит какое-либо событие, операционная система создаёт сообщение: была нажата такая-то клавиша, координаты курсора мыши изменились, открылось новое окно.

Сообщения может создавать как операционная система, так и различные приложения.

Сообщение представляет собой структуру, и выглядят следующим образом:

код на языке c++ typedef struct tagMSG { HWND hwnd; // окно, которое получит это сообщение UINT message; // код сообщения WPARAM wParam; // параметр LPARAM lParam; // параметр DWORD time; // время, когда произошло сообщение POINT pt; // координаты курсора мыши } MSG;

Обратите внимание, как с помощью typedef переопределяются структуры.

Чтобы создать данную структуру можно воспользоваться следующим кодом:

код на языке c++ msg.messgae == 2; // эти две строки эквивалентны так как msg.message == WM_DESTROY; // константа WM_DESTROY равна двум

Здесь, поле, в котором содержится код сообщения (имя сообщения, сравнивается с константой WM_DESTROY. WM - от Windows Message (сообщение Windows). WM_DESTROY - это сообщение, которое генерируется при закрытии окна (destroy - уничтожить).

Коды сообщений определены с помощью констант и имеют префикс WM_: WM_CLOSE, WM_CREATE и др.

В структуре MSG встречается тип HWND - от Window Handle (дескриптор окна или описатель окна). Это такая штука, которая "описывает" окно. Это что-то вроде идентификатора (имени окна).

Запомните это слово - handle (описатель, дескриптор). В Windows это понятие используется очень часто. Почти все типы Windows, которые начинаются с H - описатели: описатель иконки, описатель шрифта, описатель экземпляра приложения. Их штук тридцать насколько я помню.

Все взаимодействия между приложениями в Windows осуществляются с помощью этих самых описателей окон (HWND).

Существует ещё один важный описатель - описатель приложения (HINSTANCE - первый параметр WinMain) - это уникальный идентификатор приложения, благодаря которому операционная система не сможет перепутать две разных программы. Это примерно как штрих-код. Мы рассмотрим его позже.

Каждый раз, когда пользователь совершает какое-то действие, создаётся и заполняется сообщение: задаётся описатель окна, которое должно получить данное сообщение, задаётся идентификатор сообщения, заполняются параметры, заполняется время (текущее) и указываются координаты курсора мыши (смотрите структуру).

После этого данное сообщение помещается в очередь сообщений операционной системы. Когда доходит очередь до нашего сообщения, оно отправляется нужному окну (windows знает какому окну отправлять каждое сообщение благодаря описателям). Когда сообщение приходит в приложение, оно помещается в очередь сообщений приложения. Как только до него доходит очередь, оно обрабатывается.

Смотрите, между тем моментом, когда пользователь совершил какое-либо действие (произошло событие и сгенерировалось сообщение) и тем моментом, когда программа среагировала на это действие (сообщение было обработано программой) происходит много событий. Ведь как в очереди сообщений Windows так и в очереди сообщений приложения может быть много сообщений. В первом случае речь может идти о сотнях, во втором случае как минимум о нескольких.

Оконная процедура (Window procedure - WndProc)

Продолжаем с того момента, как сообщение попало в очередь сообщений приложения. Как только до него дошла очередь, оно обрабатывается. Для обработки сообщений в каждой программе должна существовать специальная функция - оконная процедура. Обычно она называется WndProc (от Window Procedure). Вызов оконной процедуры расположен в основном цикле программы и выполняется при каждой итерации цикла.

Сообщения (в виде структурных переменных MSG) попадают в данную функцию в виде параметров: описатель окна, идентификатор сообщения и два параметра. Обратите внимание, что в оконную процедуру не передаются поля time и pt. То есть сообщение уже "разобрано".

Внутри оконной процедуры расположено ветвление switch, в котором идёт проверка идентификатора сообщения. Вот пример простой оконной процедуры (она полностью рабочая):

код на языке c++ // не обращайте пока внимания на HRESULT и __stdcall. Мы рассмотрим их позже HRESULT __stdcall WndProc(HWND hWnd, UINT message, WPARAM wParam, LPARAM lParam) { switch (message) { case WM_PAINT: // код обработки сообщения WM_PAINT return 0; case WM_DESTROY: // код обработки сообщения WM_DESTROY return 0; } // обработчик всех остальных сообщений }

И последнее - основной цикл. Он очень прост. Каждую итерацию цикла проверяется очередь сообщений приложения. Если в очереди сообщений есть сообщение, оно вытаскивается из очереди. Затем в теле цикла происходит вызов оконной процедуры, чтобы обработать взятое из очереди сообщение.

Вот, в общем-то, и всё на сегодня. Уже видно, что программа под WinAPI намного сложнее программы под DOS. Как я уже писал выше, в следующем уроке мы разберём код работающей программы.

В качестве упражнения создайте новый проект. В окне New Project (Новый проект) выберите шаблон (template) - Win32Project (до сих пор мы выбирали Win32 Console Application). В одном из следующих окон не ставьте флажок Empty Project (пустой проект) и IDE сгенерирует заготовку программы.

Если вы внимательно посмотрите на код файла имя_проекта.cpp, то вы обнаружите все вещи, которые мы обсуждали: структурную переменную MSG, заполнение структуры WNDCLASS, создание окна функцией CreateWindow, основной цикл программы. Кроме того, в файле определена функция WndProc. В ней происходит обработка нескольких сообщений в ветвях switch: WM_COMMAND, WM_PAINT, WM_DESTROY. Найдите всё это в файле.

Кроме того что мы рассмотрели, в программе содержится много дополнительного кода. В следующем выпуске мы рассмотрим код программы, в котором будет вырезано всё лишнее. Он будет намного проще и понятнее того, что генерирует IDE.

C WinAPI — это основной набор программных интерфейсов (API) Microsoft, доступных в операционных системах Ранняя версия носила название Win32 API.

Введение

C WinAPI — это интерфейс прикладного программирования, который используется для создания приложений Windows. Для начала работы начинающий пользователь должен загрузить SDK Windows, ранее известный как Platform SDK.

Содержит файлы заголовков, библиотеки, образцы, документацию и инструменты, которые используются для разработки приложений. API для языков программирования C и C ++. Это самый прямой способ создания приложений в операционной системе от компании.

C WinAPI можно разделить на несколько областей:

    базовые услуги;

    безопасность;

  • пользовательский интерфейс;

    мультимедиа;

    оболочка Windows;

    сетевые службы.

Базовые службы обеспечивают доступ к основным ресурсам. К ним относятся функции C WinAPI, файловые системы, устройства, процессы, потоки, реестр и обработка ошибок. Область безопасности предоставляет интерфейсы, объекты и другие элементы программирования для аутентификации, авторизации, криптографии и других связанных с безопасностью задач. Подсистема графики обеспечивает функциональность вывода графического содержимого на мониторы, принтеры и другие устройства вывода. Пользовательский интерфейс обеспечивает функциональность для создания окон и элементов управления.

Компонент мультимедиа предоставляет инструменты для работы с видео, звуковыми и входными устройствами. Функции интерфейса оболочки позволяют приложениям получать доступ к функциям, предоставляемым оболочкой операционной системы. Сетевые службы предоставляют доступ к сетевым возможностям ОС Windows.

Компоненты

При создании WinAPI C следует учитывать базовые возможности, предоставляемые Windows API, которые можно упорядочить в семи категориях. Рассмотрим каждую из них подробнее.

Основные услуги предоставляют доступ к базовым системным ресурсам, доступным в Windows. Примеры: файловая система, периферийные устройства, процессы, доступ к системному реестру и система управления исключениями. Эти функции хранятся в файлах kernel.exe, krnl286.exe или krnl386.exe для 16-разрядных систем и kernel32.dll и advapi32.dll для 32-разрядных систем.

Графический интерфейс обеспечивает доступ к ресурсам для отображения на мониторах, принтерах и другом периферийном оборудовании. Хранится в файле gdi.exe на 16-разрядных системах и gdi32.dll в 32-разрядных системах.

Пользовательский интерфейс отвечает за просмотр и управление основными элементами, такими как кнопки и полосы прокрутки, получение информации о клавиатуре и мыши, а также связанные с ними функции. Эти функции хранятся в файле user.exe в 16-разрядных системах и user32.dll comctl32.dll в 32-разрядных системах. Начиная с версии XP элементы управления были сгруппированы в comctl32.dll.

Общие диалоги — отображают данные для открытия и сохранения файлов, выбора цвета и шрифта. Находятся в файле comdlg.dll на 16-разрядных системах и comdlg32.dll в 32-разрядных системах.

Windows Shell — компонент WinAPI, который позволяет приложениям получать доступ к функциям, предоставляемым оболочкой операционной системы.

Сетевые службы обеспечивает доступ к различным сетевым возможностям операционной системы. Его подкомпоненты включают NetBIOS, Winsock, RPC. В старых версиях — NetDDE.

Версии

Win16, Win32 и Win32s являются стандартными наборами компонентов, которые позволяют прикладному программному обеспечению использовать функции различных операционных систем семейства Windows.

Win32, преемник Win16, был представлен в 1993 году в 32-разрядных продуктах семейства Windows, таких как Windows NT, 2000, 95. Этот программный интерфейс реализован тремя программными библиотеками: Kernel32.dll, User32.dll и GDI32.dll2. Те же функции Win32 доступны во всех продуктах Windows, и, в зависимости от продукта, использование определенных функций может привести к ошибке обслуживания.

Возможности Win32 включают в себя взаимодействие между программами, управление процессами, компьютерными сетями, файлами, принтерами, серверами и коммуникационными портами.

Спецификация

C WinAPI — это абстрактная спецификация интерфейса программирования для операционной системы Windows. Состоит из объявлений функций, объединений, структур, типов данных, макросов, констант и других элементов программирования. WinAPI описывается главным и находится в заголовках Windows C. Официальная реализация функций WinAPI находится в динамических библиотеках (DLL): например, kernel32.dll, user32.dll, gdi32.dll или shell32.dll в системном каталоге. Существуют сторонние реализации Windows API: в первую очередь проект Wine и проект ReactOS.

Windows API — динамический объект. Количество функций постоянно растет с каждой новой версией ОС и новыми пакетами обновлений. Существуют также важные различия между версиями сервера и настольными версиями операционной системы. Некоторые функции официально не документированы.

Pelles C

Pelles C — бесплатная программа и лучший компилятор C и интегрированная среда разработки (IDE) для языка программирования C. Поддерживает 32-разрядную Windows (x86) и 64-разрядную Windows (x64). Реализует как стандарты C99, так и C11. Pelles C имеет встроенный редактор ресурсов, растровое изображение, значок и редактор курсоров и редактор шестнадцатеричных дампов. Он разработан шведским разработчиком Пелле Ориниусом. Название компилятора носит имя своего автора. Поставляется с SDK, поэтому программист сразу может приступить к созданию приложений без дальнейшей установки.

Ошибка целевой архитектуры

Чтобы создавать программы Windows API, необходимо включить расширения Microsoft. По умолчанию они выключены, в связи с чем компилятор выдает следующее сообщение об ошибке, которое служит примером C WinAPI с нарушенной структурой: fatal error #1014: #error: "No target architecture" («Нет целевой архитектуры»). Чтобы включить расширения Microsoft, переходим к параметрам проекта и выбираем вкладку «Компилятор». На этой вкладке активируем флажок «Включить расширения Microsoft».

MSDN

Является центральным порталом для разработки Windows. Это огромная коллекция материалов, связанных с разработкой приложений с использованием инструментов Microsoft. Это самая полная база наряду с документацией по разработке настольных приложений и список API Windows.

Применение DLL в WinAPI C

Библиотека общих элементов управления обеспечивает доступ к расширенным функциям операционной системы, таким как строки состояния, индикаторы выполнения, панели инструментов и вкладки. Эти команды находятся в библиотеке commctrl.dll в 16-разрядных системах и comctl32.dll и сгруппированы с пользовательским интерфейсом.

DLL — это формат файла динамической библиотеки ссылок, используемый для хранения нескольких кодов и процедур для программ Windows. Файлы DLL были созданы таким образом, что несколько программ могли использовать их информацию одновременно, помогая сохранить память. Позволяет пользователю редактировать кодирование сразу нескольких приложений без их изменения. Библиотеки DLL можно преобразовать в статические, используя MSIL Disassembler или DLL для Lib 3.00.

WinAPI как интерфейс прикладного программирования для Windows предлагает множество мощных функций, которые позволяют создавать свои программы, начиная с простой обработки файлов и заканчивая построением графического интерфейса для программирования низкоуровневых драйверов устройств.

Прежде чем начать программирование в WinAPI, необходимо настроить среду для кода в ОС Windows. Поскольку это не дистрибутив Linux, у него нет встроенного компилятора для создания приложений. Рассмотрим следующие варианты для компиляции кода:


Для Windows доступен комплект разработчика, который предоставляет документацию и инструменты, позволяющие разработчикам создавать программное обеспечение с использованием API и связанных с ним технологий.

Интерфейс прикладного программирования WindowsAPI (applicationprogramminginterface) является интерфейсом системного программирования в пользовательском режиме для семейства операционных систем Windows. До выхода 64-разрядных версий Windows программный интерфейс для 32-разрядных версий операционных систем Windows назывался Win32 API, чтобы его можно было отличить от исходной 16-разрядной версии Windows API (которая служила интерфейсом программирования для начальных 16-разрядных версий Windows).

Windows API состоит из нескольких тысяч вызываемых функций, которые разбиты на следующие основные категории:

  • Базовыеслужбы (Base Services).
  • Службыкомпонентов (Component Services).
  • Службы пользовательского интерфейса (User Interface Services).
  • Графические и мультимедийные службы (Graphics and Multimedia Services).
  • Обмен сообщениями и совместная работа (Messaging and Collaboration).
  • Сеть (Networking).
  • Веб-службы (Web Services).

Описание WindowsAPI можно найти в документации по набору инструментальных средств разработки программного обеспечения - WindowsSoftwareDevelopmentKit (SDK). Эта документация доступна на веб-сайте www.msdn.microsoft.com. Она также включена со всеми уровнями подписки в сеть MicrosoftDeveloperNetwork (MSDN), предназначенную для разработчиков.

Microsoft .NET Framework состоит из библиотеки классов под названием Framework Class Library (FCL) и управляемой среды выполнения кода -Common Language Runtime (CLR). CLR обладает функциями своевременной компиляции, проверки типов, сборки мусора и обеспечения безопасности доступа к коду. Предлагая эти функции, CLR предоставляет среду разработки, повышающую производительность работы программистов и сокращающую количество наиболее распространенных ошибок программирования.

Среда CLR реализована, как классический COM-сервер, код которого находится в стандартной Windows DLL-библиотеке, предназначенной для работы в пользовательском режиме. Фактически все компоненты.NET Framework реализованы как стандартные Windows DLL-библиотеки пользовательского режима, наложенные поверх неуправляемых функций Windows API. (Ни один из компонентов.NET Framework не работает в режиме ядра.) Взаимоотношения между этими компонентами показаны на рисунке.

Службы, функции и стандартные программы.

Некоторые термины в пользовательской и программной документации Windows в разных контекстах имеют разные значения. Например, слово служба может относиться к вызываемой в операционной системе стандартной подпрограмме, драйверу устройства или к обслуживающему процессу. Что именно означают те или иные термины, показано в следующем списке:

  • Функции Windows API . Документированные, вызываемые подпрограммы в WindowsAPI. Например, CreateProcess, CreateFile и GetMessage.
  • Собственные системные службы (или системные вызовы) . Недокументированные базовые службы в операционной системе, вызываемые при работе в пользовательском режиме. Например, NtCreateUserProcess является внутренней службой, которую функция Windows CreateProcess вызывает для создания нового процесса.
  • Функции поддержки ядра (или подпрограммы) . Подпрограммы внутри операционной системы Windows, которые могут быть вызваны только из режима ядра. Например, ExAllocatePoolWithTag является подпрограммой, вызываемой драйверами устройств для выделения памяти из системных динамически распределяемых областей Windows (называемых пулами).
  • Службы Windows. Процессы, запускаемые Диспетчером управления службами (Windowsservicecontrolmanager). Например, служба Диспетчер задач запускается в виде процесса, работающего в пользовательском режиме, в котором поддерживается команда at (аналогичная UNIX-командам at или cron).
  • Библиотеки DLL (dynamic-link libraries - динамически подключаемые библиотеки) . Набор вызываемых подпрограмм, связанных вместе в виде двоичного файла, который может быть загружен в динамическом режиме приложениями, которые используют эти подпрограммы. В качестве примера можно привести Msvcrt.dll (библиотеку времени выполнения для приложений, написанных на языке C) и Kernel32.dll (одну из библиотек подсистемы Windows API). DLL-библиотеки широко используются компонентами и приложениями Windows, которые работают в пользовательском режиме. Преимущество, предоставляемое DLL-библиотеками по сравнению со статическими библиотеками, заключается в том, что они могут использоваться сразу несколькими приложениями, и Windows обеспечивает наличие в памяти только одной копии кода DLL-библиотеки для тех приложений, в которых имеются ссылки на эту библиотеку. Следует заметить, что неисполняемые.NET-сборки компилируются как DLL-библиотеки, но без каких-либо экспортируемых подпрограмм. CLR анализирует скомпилированные метаданные для доступа к соответствующим типам и элементам классов.

История Win32 API.

Интересно, что Win32 не планировался в качестве исходного интерфейса программирования для той системы, которая в ту пору называлась Windows NT. Поскольку проект Windows NT запускался в качестве замены для OS/2 версии 2, первоначальным интерфейсом программирования был 32-разрядный OS/2 PresentationManagerAPI. Но через год после запуска проекта произошел взлет поступившей в продажу Microsoft Windows 3.0. В результате этого Microsoft сменила направление и сделала Windows NT будущей заменой семейства продуктов Windows, а не заменой OS/2. В связи с этим и возникла необходимость выработать спецификацию Windows API - до этого, в Windows 3.0, API существовал только в виде 16-разрядного интерфейса.

Хотя в Windows API намечалось введение множества новых функций, недоступных в Windows 3.1, Microsoft решила сделать новый API, по возможности, максимально совместимым по именам, семантике и используемым типам данных с 16-разрядным Windows API, чтобы облегчить бремя переноса существующих 16-разрядных Windows-приложений в Windows NT. Этим, собственно, и объясняется тот факт, что многие имена функций и интерфейсов могут показаться непоследовательными: так нужно было для обеспечения совместимости нового Windows API со старым 16-разрядным Windows API.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама